Беспредел саратовских водителей автобусов. Обуздают ли его изменения в отрасли?

Вступление в силу решения Двенадцатого Арбитражного суда об аннулировании прав саратовских перевозчиков на обслуживание пассажиров на маршрутах общественного транспорта совпало с новостью о возвращении Госдумой обязательного лицензирования автобусных перевозок. Подчеркнем, что судом была доказана незаконность действий администрации Саратова, в декабре 2017 года отдавшей без проведения конкурса городские маршруты трем местным монополистам отрасли. Конкурс, к слову, скоро будет объявлен, после чего на маршруты встанут легитимно выбранные представители. Пока же администрация выдаст перевозчикам временные свидетельства.

Изменится ли что-то к лучшему на дорогах Саратова в ближайшее время? Уйдут ли в прошлое оголтелые водители автобусов, создающие аварийные ситуации и калечащие пассажиров? «Репортер» попытался прояснить эти вопросы вместе с известным блогером и экспертом по проблемам общественного транспорта Денисом Жабкиным:

- Сложившаяся в саратовской отрасли ситуация лично мне давно кажется какой-то странной, и новые изменения в ней мало что изменят к лучшему. Хотя что-то, конечно, изменят. Понятно, откуда у этой ситуации растут ноги. Во-первых, если раньше по истечении срока договора объявлялся новый конкурс, то теперь эту процедуру заменило просто продление срока договора. В результате те перевозчики, которые хотели бы включиться в процесс и стать полноценными участниками рынка автоперевозок на регулярных маршрутах, этой возможности лишены. Так что не исключено, что именно они стоят за многочисленными жалобами в УПА. Во-вторых, если еще три года назад у каждого автотранспортного предприятия был какой-то свой подвижной состав, то сегодня он практически весь переведен в ИП, и получается так, что перевозчики фактически транспортными средствами не владеют – все они распределены по 1-2 автобуса между многочисленными индивидуалами. 

Все это произошло вследствие стремления перевозчиков сэкономить, прежде всего, за счет снижения налоговой нагрузки вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Индивидуальный предприниматель имеет возможность платить налоги по упрощенной схеме, так называемую «вмененку», тогда как у автотранспортного предприятия сумма налога исчисляется, конечно, совсем другими цифрами. Нельзя обвинять людей в том, что они воспользовались лазейкой в законодательстве, непредусмотрительно оставленной им государством. Но при этом появилась возможность обвинить их в незаконном присвоении, например, денежных средств, полученных в качестве компенсации за обслуживание льготных категорий населения: ведь, по сути, перевозчик перевозит людей не на своем транспорте, а компенсацию при этом получает на свой счет. 

В общем, получилось то, что получилось – работа всех автотранспортных предприятий была признана несоответствующей требованиям законодательства, и пока нам остается заключать временные договора, подчиняясь решению суда. При этом суд же обязал городскую администрацию все-таки провести конкурс на осуществление перевозок, и развитие ситуации будет зависеть от того, какие требования администрация выдвинет к транспортникам, какие выдвинет критерии их отбора. Что это будут за требования и критерии, мы узнаем в ближайшем будущем, поскольку вся информация будет в обязательном порядке выложена еще до начала конкурса на сайте администрации. 

Что касается лицензирования автоперевозок, то она, на мой взгляд, обязательна, как и в любой другой сфере, связанной с жизнью и безопасностью граждан, как, например, в медицине, дошкольном образовании и тому подобном. Государству должно быть дело до того, насколько безопасно чувствуют себя люди, и неправильно смотреть сквозь пальцы на то, что большое количество народа перемещается по городу в дряхлых «газелях» с отваливающимися дверцами или в автобусах с дырявыми крышей и полом. 

Минимальные, на мой взгляд, требования при получении лицензии – это: заключение договоров на медосвидетельствование водителей, на предрейсовый осмотр водителей и подвижного состава, на обязательный техосмотр и так далее. Я уже не говорю о соблюдении правил дорожного движения – это даже не обсуждается. Будут выработаны четкие критерии – и предприниматели вынуждены будут им соответствовать, пока же их нет – можно и расслабиться. Но такое расслабленное отношение к делу недопустимо в сфере, где речь идет о жизнях тысяч людей. Если такого контроля не наладить, наша страна скатится в пучину третьего мира.

Андрей АПАЛИН