Как трудиться и не быть нищим?

Губернатор Валерий Радаев подписал постановление «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года». Обещано, что в рамках Стратегии будет реализован тезис «работающий человек не может быть бедным».

Но не фантастика ли это? Реально ли в России и Саратовской области добиться того, чтобы работающий человек перестал быть бедным? Мнения наших постоянных экспертов традиционно отличаются друг от друга. Примерно как бедность и богатство.

Бедность – не порок

При всем уважении к авторам Стратегии я никак не могу поверить в то, что предлагаемый ими тезис будет реализован. Пессимизм, скажете? Нет, реализм. Я просто слежу за криминальной хроникой. И там, знаете, постоянно попадаются сообщения типа «безработный на Бентли устроил гонку с ГАИ, сшиб четыре столба и одну трамвайную остановку». Или: «у безработного в центре Москвы отняли кейс с четырьмя миллионами евро». Ну или в самом крайнем случае: «пенсионерка отдала мошенникам 80 тысяч рублей, чтобы вызволить из СИЗО сына, которого у нее нет» - опять-таки, как видите, не работающий человек. Но вот чтобы подобные сказочные истории происходили с машинистом экскаватора, например, или со школьной учительницей – ни разу мне не попадалось. Там всё как-то намного прозаичнее. Стукнули по голове, отняли сотовый и триста рублей мелочью, и всё в таком же духе.

Собственно, как вообще работающий человек может не быть бедным, если на принципе бедности вся глобальная экономика построена? Чтобы московский (или нью-йоркский, неважно) мажор мог сыграть в «энгри бёрдс» на своем седьмом айфоне, его китайский или малазийский ровесник просто-напросто обязан работать по двенадцать часов в день на заводе, производящем эти самые айфоны. Питаясь дошираком в конуре размером метр на два и радуясь, что у него хотя бы эта работа есть. Разве заставишь кого-нибудь работать иначе, как под угрозой голода или нищеты?

Что поделаешь, такая уж человек ленивая скотина. По себе знаю, поверьте на слово. Чтоб заставить человека пахать, нужен стимул. Раньше вот стимулом была палка или розга, сейчас – ипотека. Сразу понятно: не будешь впахивать – выгонят тебя с женой и детьми на мороз из твоей уютной каморки в тридцать квадратных метров на выселках. И будь доволен, что у тебя хотя бы сыр из пальмового масла есть на ужин, потому что там, где это масло из пальм добывают, у миллионов вообще трехразовое питание – три раза в неделю.

Да и бог бы с ней, с глобальной экономикой, вернемся к нашим местным реалиям. У нас, повторяю, всё просто: кто не работает – тот очень даже хорошо ест. Достаточно, например, на депутатов Госдумы посмотреть. У этих ребят и зарплата трехзначная, и служебный транспорт, и жилье государственное, и при этом уже который созыв никак их не могут обязать хотя бы на работу ходить регулярно. И правильно, потому что иначе какой смысл карабкаться вверх по социальной лестнице? Проходить через все эти унизительные процедуры типа праймериз и выборов, встречаться со всякими там избирателями, обещать им золотые горы, врать с три короба – и всё это для чего? Чтобы вкалывать, как последний дворник? Нет уж, извините, дураков нет.

Как видите, всё чрезвычайно разумно устроено. Честный труд – сам по себе награда, как и чистая совесть. Так что за него если и нужно что-то платить, то самую малость, чуть выше прожиточного минимума. Зато – никаких тебе интриг, аппаратных игр и сделок со своей совестью. Заплатил налоги (кредит, ипотеку, взносы за капремонт и коммунальные счета) – и спи спокойно. И подумайте, что будет, если эту стройную систему разрушить или хотя бы поколебать? Если честный труд будет гарантировать достойную жизнь – этак все, пожалуй, захотят быть учителями, врачами или, упаси боже, фермерами, и никто не пойдет ни в чиновники, ни в депутаты?! Катастрофа же.

Вот что кроется за столь, казалось бы, безобидным лозунгом «работающий человек не может быть бедным». Вот какими последствиями грозит попытка его реализации. Впрочем, не всё так мрачно, я уверен, что здесь можно что-нибудь придумать. Допустим, развернуть тезис в противоположную сторону. Получится: «бедный человек не может работать». И соответственно, увольнять всех, чья зарплата не дотягивает до порога бедности. Таким образом, в больнице останется только главврач, в школе – директор, в колхозе – председатель… Нет, это, наверное все-таки слишком радикально. Да и безработица в десятки раз вырастет. Ну ничего, наверняка есть еще варианты.

А вообще, знаете, может ну его к черту, этот тезис? Что за дешевый популизм, в самом деле. Мало у нас разве других лозунгов? К примеру: бедность – не порок. Чем плохо? Надежный, проверенный временем принцип. Предки, чай, не глупее нас были. А работали уж всяко побольше нас, бездельников.

Степан ПРОБКА

Богатство внутреннего мира

Извините, но я за честные способы добывания себе пропитания. Потому, когда нечего есть, беру удочку и иду ловить рыбу. Утрирую, конечно, но в принципе так оно и есть.

В принципе я согласен: тот, кто занимается реальным делом, независимо от потуг государства бедным не будет. Больше скажу, государство тут вообще не причем. Его регулирующих и переговорных способностей не хватает, чтобы добиться для своих сограждан замечательных заработных плат.

Профсоюзы уже много лет ходят под ручку с единороссами на разные демонстрации, но почему-то среднестатистический столяр или журналист по-прежнему не может отвезти свою семью на Сейшелы. Если только он будет целый год хранить свою зарплату в чулок жены и стойко переносить ее же завывания по поводу сломавшегося холодильника и необходимости платить за лекарства. Этот столяр-журналист должен мастерски прятаться сам и прятать свое имущество от банков, в которых у него взят кредит, и приставов, пришедших это имущество описывать. А семья этого целеустремленного жмота должна пуститься в какую-то рекордно бессрочную голодовку, скажем, за защиту прав скворцов.

И все равно денег, заработанных пролетарием физического или умственного труда, хватит только, чтоб добраться до Анапы. На велосипедах.

Если серьезно, то все дело в формулировках. Валерий Радаев говорит, что не должно быть бедных. Но так ведь и порог этой бедности, равно как минимальный размер оплаты труда и всевозможные наборы потребительских корзин придумывает государство в лице того же Валерия Васильевича. Разве не так? Ну и в чем проблема? Здесь накинули, там убавили, по статистике бедных среди работающих не станет. Но проезжающий мимо автомобиль таких счастливчиков будет безжалостно сдувать в сторону скверика. Или под трамвай. (А это другая статистика.)

Разве есть вообще такое понятие, как «бедность»? С какой суммы ежемесячного дохода она, эта бедность, начинается? Бедный тот, кто себя не в состоянии прокормить или свою семью? И потом кормить он ее должен просто досыта или безвредными, экологически чистыми продуктами, что дороже многократно?

Даже думать нечего, наступит 2030 год, и они скажут – всё, целевые ориентиры достигнуты. Бедных не стало. Кто проверять-то пойдет?

Если рассуждать еще более абстрактно, то в России работающий человек может быть богат исключительно нематериально. Без денег очень трудно, но можно заполнить свою жизнь женской красотой, крепкой мужской дружбой. Футболом, будь он не ладен! Можно, черт возьми, ходить на бульвар играть в шахматы! А что?

Да у меня такое воображение, что, когда я вытачиваю на станке с ЧПУ втулку среднего размера, то уношусь в такие экзотические уголки Земли и ее окрестности, что никакому писателю-фантасту не снились! И запарываю втулку.

Можно утешать себя мыслями о том, что сказочно богат человек, у которого чиста совесть. Надо только постараться забыть, что так рассуждать – годами выработанная привычка самых низкооплачиваемых слоев населения. Можно еще думать, что богачи плохо спят, потому что заплатили не все налоги. Или боятся, что к ним ворвутся люди в масках и начнут вымогать деньги. (На самом деле, конечно, и спят они прекрасно, и ворваться могут к кому угодно.)

Не знаю, как вас, а себя я почти убедил. Вот только жена ворчит. На юг хочет. И хотя я вкалываю с утра до вечера, но не могу себе позволить, как Криштиану Роналду после Евро погрузить всю свою семью в частный самолет и рвануть отдыхать в любую понравившуюся точку на карте мира.

Какой видится выход? Внимательнее слушать Валерия Радаева. И ставить дислайки в соцсетях этого позера Криштиану. Чтоб ему пусто было!

Валерий Васильевич, родной, а давай 2030-й год перенесем на пораньше? Чтоб еще при жизни достичь целевых ориентиров.

Владимир КРАМСКОЙ