Когда развалится последний саратовский троллейбус?

Намедни генеральный директор МУПП «Саратовгорэлектротранс» Роберт Виньков рассказал, что состояние парка «неудовлетворительное» - транспорт не ремонтируется, ни один троллейбус, пригнанный из Москвы в Саратов, не выходит на маршрут.

Он пожаловался на кабальный рекламный контракт предприятия, заключенный в 2016 году на 10 лет. Кто же виноват в этом и каковы возможны варианты выхода из создавшейся ситуации? Может быть, требуется концессия по примеру «Водоканала»? Об этом уже говорят на разных уровнях.

Тем временем областная дума исключила из регионального реестра еще четыре села. Теперь среди «вымерших» значатся 84 деревни Саратовской области. И, судя по всему, список будет лишь расти. В чем причина происходящего – это в большей степени объективный процесс или следствие отсутствия нормальных условий для проживания и работы в сельской местности?

После трагедии в Кемерово начались проверки соблюдения правил пожарной безопасности в Саратове и области. Помогут ли эти рейды, ведь известно, что во многих общественных местах пожарные выходы отсутствуют вовсе, а вопрос с инспекциями решается при помощи взятки.
Спросим у экспертов «Репортера» - известных политиков, бизнесменов, общественников, журналистов. Три вопроса:

1) Состояние саратовского электротранспорта ухудшается, а «подарки» из Москвы оказались непригодными для эксплуатации. Кто виноват, и что делать? 
2) Саратовские деревни исчезают с лица земли. Почему власть не препятствует этому процессу?
3) Станут ли торговые центры Саратова безопаснее после их проверок правоохранительными органами и общественниками?

Роман АРБИТМАН, писатель, критик
1) А чему тут удивляться? Вся история с "подаренными троллейбусами" с самого начала выглядела чистым пиаром - дескать, Валерия нашего Васильевича поддерживает "больший брат" Сергей Семенович и дарит шубу со своего плеча!.. Понятно, что тулупчик оказался рваным и облезлым, но ведь другой данайский дар от Собянина - продукт института "Стрелки" - оказался еще и убыточным для нашей казны. А так - обошлись "малой кровью"... Впрочем, идея насчет концессии недурна, но только кто возьмет в концессию наш злосчастный «Саратовгорэлектротранс»? Разве что удастся уговорить Илона Маска. Надо же ему еще какие-нибудь предметы запускать в космос. "Тесла" уже была. Теперь пусть будет целый саратовский троллейбус...
2) Вымирание деревень в наших условиях - процесс, увы, неизбежный. Старики конечны, а молодежь в селе жить не хочет и не будет. Государство не заинтересовано в сохранение сел - зачем ему лишняя  морока? Сельхозпродукцию проще купить хоть в Бразилии - и то выйдет дешевле. Что делать дальше, неясно. Были бы хорошие дороги, опустевшим селам нашлось бы хоть какое-то применение: например, там можно снимать фильмы ужасов. Но пока у нас ужасы есть, а фильмов - нет.
3) Не уверен, что проверки дадут что-нибудь реальное. Подозреваю, что в итоге все закончится раздачей мзды проверяющим. Единственная надежда у меня не на контролеров, а на инстинкт самосохранения владельцев хотя бы торговых комплексов. Ведь если где чего, их и сделают крайними. Поэтому надо выяснить ВСЕ причины, по которым в Кемерово случился пожар и люди не смогли покинуть здание, - и, пункт за пунктом, учесть хотя бы их для начала...

Николай СКВОРЦОВ, председатель группы по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Саратовской области
1) Редко встретишь успешный МУП. К государственному и муниципальному имуществу отношение не как "к своему". Растаскивают все, что плохо лежит. От такого подхода - и все проблемы МУПа. Муниципальное - значит, зачастую, "ничьё". Концессия или приватизация, полагаю, должны изменить "нехозяйский" подход.
2) Даже не знаю. Подозреваю, что порой про села просто забывают.
3) Рейды помогут хотя бы тем, что заставят собственников помещений задаться вопросами пожарной безопасности. Совершенно чётко знаю, что многие знакомые бизнесмены в срочном порядке перезаправляют огнетушители, проверяют системы оповещения, ставят датчики пожарной сигнализации, поводят пробные эвакуации сотрудников. Это даёт знания и опыт. Фирмы, специализирующиеся на пожарном оборудовании и сигнализации делают сейчас грандиозные кассы. 
Знаю, что в Кемерово обвинения предъявлены сотрудникам местной администрации и МЧС - это серьезно остудит желающих решать подобные вопросы за взятки.

Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ, общественник, «ветеран гражданского сопротивления»
1) Бюджет советского города Саратова, крупного научного, промышленного, культурного, образовательного центра, мог позволить себе содержать электротранспорт в состоянии относительной рентабельности. Вряд ли он был высокоприбыльным с 3-4 копеечными ценами за проезд, но в условиях плановой экономики и большой загруженности подвижной парк, рельсовые пути и электросети в Саратове заметно модернизировались и развивались. С 90-х годов трамвайно-троллейбусное хозяйство города на глазах захеревало, сейчас, на взгляд обывателя, не осталось и половины, а то и четверти от «прежнего царства». Проблема эта системная, а в порочной системе, как говорили наши мудрые предки: «где тонко - там и рвётся». «Водоканал», «Электротранс», жилищно-коммунальное хозяйство – как Тришкин кафтан уже не латаются очередными заплатками! Нужно принципиально иная концепция развития города, вряд ли возможная, при нынешней экономике, в которой как в дремучем лесу коррупции, воровства, безответственности все управленческие индикаторы оказываются скрытой спекуляцией. Если в городе останутся одни пенсионеры и школьники, то и последний троллейбус, застрянет и развалится где-нибудь на площади Ленина и будет там стоять ещё одним памятником нашей несостоятельности! Кабальный же рекламный контракт, заключённый муниципальным унитарным предприятием (!) с некоей частной фирмой-монополистом – коррупция в чистом виде, как и «столичные подарки» - троллейбусы, трамваи годные разве только на переплавку.  
2) Я думаю, что во многом этот процесс объективный для стагнирующей экономики. У нас есть многоговорящие и много чего-то делающие президент, правительства, министерства социального развития и развития территорий, включая сельские. Но мы, избиратели, жители ведь понятия не имеем о своей судьбе, судьбе мест своего проживания. Прошли выборы Путина, перед которыми кто только не изгалялся, предлагая какие-то программы развития: Грудинин, Явлинский, Собчак… Только Путин нам ничего и не сказал, что он собирается делать с нашими городами, селами, электротранспортом, с нами и нашей нищетой и нашим вымиранием. Наличие танков «Армата», ракетных комплексов типа «Сатана» и атомных бомб, конечно же, не может нас не радовать, но мы, патриоты, прекрасно понимаем, что рост их количества прямо пропорционально связан с сокращением числа сёл, больниц, школ, трамваев… Присмотритесь к новостным сюжетам саратовских СМИ – сколько предприятий, не редко производящих ту или иную продукцию, у нас в Саратове чуть ли не ежедневно банкротятся, находятся в процессе банкротства! Сокращается число медучреждений, школ… Арии разные, но из одной оперы!
3) Раньше подобное рвение «после случившегося» называлось кампанейщиной! После взрывов на вокзалах и в метро с месяц-два потом проверять вокзалы и станции, после пожаров в интернатах поверять интернаты, после, вот трагедии в Кемерово, проверять торговые центры… Всё больше в Саратове строится высотных домов! А чем обеспечена их пожаротушимость? Москвичи поднимают шум из-за того, что у них на всю столицу 2-3 механизма, поднимающих лестницу до 17-го этажа! Жалуются те, кто живут выше – «жить, говорят, хотим!» Что уж про Саратов-то говорить… Пренебрежение здравым смыслом, законами, ГОСТами и СНИПами давно стало нормой и всюду компенсируется взяткой! Всмотритесь в т.н. «публичные слушания», где нам за благо преподносят «изменения законных параметров строительства» в десятки реализуемых проектов - это ль не преступление с вовлечением в преступную деятельность горожан?! Где губернатор, мэр, прокуроры, депутаты и вездесущий Ландо? В отличие от нелюбимых нами зарубежных капиталистов, которые формировали свой средний класс столетиями, наш средний класс – разночинцы, рантье, торгаши-спекулянты богатеют на нашем обеднении, испытывая наше здоровье, наши жизни, которые с давних времён так и не стоят ничего.

Михаил ЖУКОВСКИЙ, руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни»
1) Ситуацией с «Саратовгорэлектротрансом» начали заниматься на той стадии, когда предприятие, на мой взгляд, приблизилось к точке невозврата. Целый комплекс проблем, связанных с имуществом, территорией, парком, финансами накопился не за один год, разобраться будет непросто, но сам факт, что этот процесс начался, внушает оптимизм. На данном этапе важно объективно оценить МУПП: доходы, расходы, требующиеся вложения для модернизации. Если мы говорим о концессии, как о возможном решении для предприятия, то нужно четко понимать не просто преимущества для МУПП и для города, но все условия, в том числе и скрытые, которые отразятся на горожанах и будут прописаны в соглашении.2) С одной стороны, процесс урбанизации вполне объективный. Но, если мы говорим именно о «вымирании» сел, то здесь нужно смотреть на каждый населенный пункт отдельно, почему люди не захотели там жить. В основном, главными причинами является удаленность от областного центра, которое приводит к ухудшению качества жизни – нет доступа к медицинской помощи, школе, ограничен выбор или нет работы и так далее. Но, повторюсь, нужно по каждому населенному пункту отдельно разбираться.
3) Сейчас рейды идут по всей стране, выявляются нарушения, на которые годами проверяющие просто закрывали глаза. Почему? Ответ простой – нет персональной ответственности. Если говорить о трагедии в Кемерово, то до сих пор мы не знаем фамилий тех проверяющих, которые поставили свои подписи под актами. Это касается не только сферы безопасности, к сожалению. Пока нет персональной ответственности чиновников за свою работу, у нас люди будут попадать в чрезвычайные ситуации, жить в аварийных домах и так далее.  

Вячеслав ТРОФИМОВ, председатель Гражданской общественной палаты Саратовской области
1) Возникает два вопроса: кто отвечает за работу электротранспорта, бездарное юридическое поведение муниципального предприятия, где ответственность руководства, приведшего предприятие к разорению;
как получилось, что подарок «великого земляка» и его спонсоров в Москве к выборам оказался фуфлом (извините за мой французский). Выборы состоялись, вновь забудьте или будут разборы?
Возможные ответы: городская исполнительная власть, городская дума, прежний руководитель предприятия, все вместе, «великий земляк» (даже не думаю, но спросить то можно) - выбрать нужное и направить дело в ГУ МВД, новому начальнику, лично. И ждать отстоя пены.
Наблюдая за обсуждением последствий передачи в концессию Водоканала и постоянные инициативы по передаче ещё чего- нибудь в концессию, можно придти к очевидному выводу о целях и задачах концессий и методах подготовки к передаче, а также, очевидных последствиях. Они просты как гвоздь. Сначала надо довести предприятие до предбанкротного состояния и оттяпать у него что-нибудь лакомое, например, землю в центре города, затем передать в «надёжные» руки и поднять цены на обслуживание. После чего
снова украсть что-нибудь, а там -как выйдет. «Или шах помрёт или ишак сдохнет».
Простой вопрос: почему нельзя просто поднять цены и спасти предприятие, не передавая в концессию, не приходит в голову ни властям, ни жителям. Почему надо сначала передать, а потом поднять цены, понятно - так удобнее снять пенку с процесса, через коммерческую структуру, где меньше контроля и можно в конце всего просто обанкротить предприятие и концы в воду. Костлявая рука рынка решит - как надо, или как всегда.
Так что, лёд тронулся, господа заседатели: предлагаю отдать в концессию город Саратов в надёжные руки. Лучше уж всю область, раз пошла такая интересная беседа. Боюсь, только желающих не найдётся.
2) Достаточно выехать за пределы города по направлению к грибным местам и можно найти ещё много таких деревень и селений. Процесс идёт неуклонно и по плану - нужна земля, а не люди. Кто будет использовать и обрабатывать землю - можно догадаться, завезут джуншутов, это недороги и никаких проблем с социальным обеспечением.
Это не объективный, но закономерный процесс, как результат политики власти региона по выдавливанию населения из мира живущих в чьих-то интересах. Кому достанутся коврижки, пока неясно, но всё тайное когда-то станет явным.
3) События в Кемерово показали, что причиной несчастий людей является жадность тех, кому поручено обеспечить безопасность людей за немалые деньги государственного бюджета. Задержан один из руководителей Российского МЧС с лукавой формулировкой – нецелевое использование средств бюджета в сумме 2,5 млрд. рублей. У задержанного в Кемерово руководителя местного отделения МЧС оказался крутой коттедж и много всего, чего нельзя купить за его зарплату. Видимо, строительство собственных коттеджей, покупка всяких люляк, в виде джипов и прочих игрушек, есть не кража, а всего лишь мелкая шалость, в виде нецелевого
использования, за что полагается погладить против шерсти и отпустить на пенсию.
Если украл миллиарды, то наш пацан - максимум условно и на свободу с чистой совестью, а если спёр курицу у соседа - будет сидеть непременно, по всей строгости закона и неумолимости суда. Что видно не вооружённым глазом не только в Кемерово, но и везде: нет лестниц, дублирующих эскалатор; закрыты или отсутствуют пожарные эвакуационные выходы; применяются сверхгорючие материалы, выделяющие при горении убийственные газы, против чего не защищают даже противогазы (каких, как правило, нет ни у пожарных, ни, тем более, в самом здании); узкие проходы, забитые товарами или самостроем - прилавками или лотками, или будками по продаже всякого хлама; лестницы и эскалаторы сделаны с нарушениями СНиП- слишком крутые, при панике непременно будут падения и жертвы, нет подсвечиваемых указателей путей эвакуации; не работает сигнализация 
- сделана халтурно и (или) управляется идиотами.
Пожарные приезжают поздно и часто без воды. Тушат горящие полимеры водой, чего делать нельзя, так как они не тушатся водой, а пены и других средств тушения отродясь не видали.
Ответ о причинах простой: сначала власть, в лице того же МЧС, допускает нарушения при строительстве и приёмке зданий, затем она же доит торгашей за очевидные нарушения, выдавая разрешения, затем всё горит и пожарные зачищают следы, разрушая построенное.
Таков непрерывный круговорот жадности, денег и смертей в капиталистической природе нашего общества. Пожары были и будут ещё.