Нужно ли школьников учить говорить?

Ну вот и дожили. Новый министр образования РФ Ольга Васильева объявила о первой серьезной новации. Начиная уже с этого года старшеклассники будут сдавать экзамен по устной речи. Не во всех регионах, расслабьтесь, уважаемые родители! Не сообщают пока, и как именно будет проходить сей экзамен. Но через год в эксперимент втянут всю страну. Преподавателям предстоит оценивать умение ребят говорить на родном языке.

«Мы возвращаемся, по существу, к тому, что мы должны объяснять свои мысли, мы должны красиво разговаривать на родном языке», - цитирует слова Васильевой «Интерфакс».

Казалось бы, очевидная вещь – молодые и не только молодые люди должны уметь говорить на родном языке. Но так ли это? Слово нашим экспертам.

Бес слов

Да понятно, что говорить нужно уметь. Типа кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Но ведь это когда было сказано? Времена-то меняются. Сегодня гораздо важнее – быстро набрать СМС-ку с помощью Т9.

И вот еще, о чем забывает министр. Нельзя научить человека мыслить, стало быть, нельзя и научить излагать свои мысли.

Давно известно, что навыкам формулирования помогает классическая литература. Кто много читал Толстого, Пушкина, Тургенева, тот не будет мычать и разговаривать, как гопник. То есть будет, но после долгих тренировок.

Длительное мысленное нахождение в русской классике порождает потребность к более сложным вербальным конструкциям. Поэтому вместо уроков устной речи давайте детям побольше книжек. И пусть элементарно пересказывают их содержание, делятся мыслями о прочитанном. Только своими мыслями.

Учить же как правильно говорить – это все равно что учить как правильно писать. Ну помните эти старые школьные штампы с уроков литературы про луч света в темном царстве, которые обязательно должны были с доски перекочевать в сочинение по заданной теме. Ну тоска же.

Важна ли в современном мире устная речь? Вроде бы абсурдный вопрос, но если вдуматься, то мир компьютерных технологий давно и успешно обходится без сотрясания воздуха. Тут слова не нужны. Что делает ваш ребенок, когда приходит из школы и ему не нужно делать уроки (да и когда нужно тоже)? Садится за компьютер, берет планшет или мобильный телефон, который сегодня является и компьютером, и планшетом, и фотоаппаратом с видеокамерой. Лезет в социальные сети. Это феномен, но не считаться с ним нельзя. В школе они молчат и сторонятся друг друга, а в сети нормально общаются. На тарабарском языке, где нет знаков препинания, и редкое слово написано в соответствии с законами русскага изыка.

Да я и сам, признаться, частенько коверкаю слова. Особенно когда пишу что-то в скайпе одной рукой. Не получилось правильно набрать, ну и ладно. Все равно же понятно.

Может, это просто веяние времени? Вспомните, какая проблема была главной тридцать лет назад? (Ну кто может вспомнить, кому есть, что вспомнить.) Ребята, говорила наша седая классная руководительница, вы же совсем не умеет писать друг другу письма! А вот раньше… И начинался рассказ о переписках XIX века. Хотя дай той кисейной барышне планшет с безлимитным интернетом, сомневаюсь, что после этого она взялась бы за перо.

Ну, кстати, я еще застал те времена, когда на почтовый адрес приходили письма и открытки. Сам писал. Даже переписывался с кем-то из Чехословакии по пионерскому обмену опытом. Больше этот опыт никогда и нигде не пригодился. Может, так же и с устной речью будет? Подойдет один человек к другому, напишет на айпаде и покажет собеседнику. А тот смайлик ему в ответ пошлет. И все – поговорили.

Разучился современный человек повествовать и ушел в виртуальный мир. Там и законы языка другие. Не действуют в смысле. Ну как в космосе не действуют законы гравитации.

Олбанский язык уже всем поднадоел, сейчас просто модно лепить чепуху. Мир ненастоящий, кажется, что в нем и правил никаких не существует, а уж орфография – тьфу и растереть!

Ну и вообще. Иных не говорить, а молчать нужно учить. Не зря же твердили: молчи – за умного сойдешь. Иногда ведь такое ляпнешь, потом самому стыдно. Ох, много в Саратове народу, включая ведущих политиков, депутатов и чиновников, могут подписаться под этими словами!

Язык мой – враг мой. Вот и держите его за зубами.

Владимир КРАМСКОЙ

Магия речи

Конечно, нужно детей учить устной речи. У них ведь совершенно неправильное представление о ней. Устная речь – это вам не разговорная. Шапку надень, ужин разогрей, мусор вынеси. Устная речь – дело серьезное. Я это совсем недавно понял окончательно. Включил телевизор, а там снежные заносы, заторы на трассах. ЧП, короче говоря. А где ЧП, там, разумеется, и МЧС. И вот выходит молодой такой нормальный парень и начинает зачитывать наскоро выученный пресс-релиз. О борьбе с заторными явлениями.

Вот. Понимаете теперь отличие разговорной речи от устной? У нас с вами затор – он и есть затор. Попал в него – стой, выживай как можешь. А если затор назвать заторным явлением, тут же возникает необходимость организации комплекса мероприятий по преодолению… Понимаете? Тут тебе сразу и МЧС, и палатки с горячей пищей, и снегоуборщики. Вот что делает устная речь. Произнесенная, разумеется, нужным человеком на нужном посту. А для того, чтоб иметь хоть мизерную возможность попасть на такой пост, нужно устной речью владеть в совершенстве. Чтобы все эти волшебные слова ты умел говорить плавно и красиво, а не как тот несчастный парень из МЧС.

Нужно же понимать, как все работает. Вот школа – она вроде бы и есть школа, что с ней сделаешь. Парты, классы, коридоры, ученики, учителя. Но стоит назвать школу образовательным учреждением – и можно делать с ней что угодно. Школа инертна и консервативна, а вот образовательное учреждение уже пространство для любых сколь угодно смелых экспериментов. Вводи ЕГЭ, меняй ЕГЭ, отменяй ЕГЭ. Убирай сочинение, возвращай сочинение. Добавляй экзамены, отменяй экзамены. Всё в твоих руках. А причиной тому правильные слова, сказанные в правильном месте правильным людям.

Так что учиться надо, и учиться на правильных примерах. Вот, например, сама Ольга Васильева устной речью владеет в совершенстве. В интервью «Интерфаксу» она говорит: «Дело в том, что у маленького человека – это вам любой педагог скажет, любой психолог – не должно быть хаоса в голове. Когда вы малыша своего воспитываете, он должен знать, что он делает через час и через два, должен быть режим. Когда у вас все идет в заданном русле, ребенок спокоен – и вы спокойны. И у вас задачи воспитательные решаются быстрее. Маленький человек должен быть очень нами опекаем с точки зрения правильности каждого его действия».

Отлично сказано. Порядок, режим, и никакого хаоса. Не просто орешь на ребенка за несделанную домашку, а «решаешь воспитательные задачи». Осуществляешь комплекс мероприятий по интенсификации образовательного процесса. Вот, видите, уже двигаемся в правильном направлении. А уж если вы достигнете того уровня мастерства, на котором сможете без запинки произносить фразы типа «Маленький человек должен быть очень нами опекаем с точки зрения правильности каждого его действия» - всё, ответственный пост вам обеспечен. Если, конечно, вы эти слова произносите в правильном месте правильным людям.

Я бы, например, очень хотел так уметь, но у меня не получается. Не выходит у меня «должен быть опекаем», хоть ты тресни. Тошно мне от этих страдательных залогов. А вот научили бы в девятом классе – глядишь, сейчас бы сидел в хорошем кресле, в приличном кабинете. Так что очень полезная инициатива, я обеими руками за. Все равно, если верить соцопросам, старшеклассники поголовно мечтают попасть кто в силовики, кто в чиновники – так или иначе, большинство планирует работать в госструктурах. А с волками жить – по волчьи… Ой, извините. Это из разговорной речи. Претенденту на статус государственного служащего необходимо владение навыками грамотной устной речи. Вот, так лучше.

Таким образом, комплекс мероприятий по внедрению и дальнейшему осуществлению экзаменационного процесса проверки навыков владения устной речью учащихся девятых классов образовательных учреждений в рамках Государственной итоговой аттестации должен быть разработан и всесторонне обсужден… Ох, нет. Всё, схожу с дистанции. Годы не те, поздно уже учиться, а вот ребятишкам в самый раз. Это вам не Гарри Поттер с его палочкой и заклинаниями. Тут настоящая магия, магия речи. Реальное волшебство. И этому волшебству нужно учиться. Вот пусть и учатся.

Степан ПРОБКА