Почему жители считают Саратов опасным для жизни?

Согласно результатам опроса социологов портала Domofond, Саратов наряду с Волгоградом, Омском, Пермью и Челябинском занял одно из последних мест в России по оценке безопасности улиц местными жителями. Открытые люки, понимаете ли, разбитые тротуары, плохое освещение. Когда такое мнение высказывает один человек, оно субъективно, но когда десятки, сотни участников опроса….
Между тем, саратовцы все чаще возмущаются не только уровнем безопасности, но и поведением водителей автобусов и маршрутных такси, которые устраивают соревнования на проезжей части, хамят пассажирам, устанавливают свои правила оплаты, неудобные для клиентов, не соблюдают график движения. Получается, что если перевозчики частные, то и соблюдать законы их нельзя заставить? Ну и немного о празднике. К очередному Дню города в Саратове повсеместно красили в яркие цвета скамейки, стелы, деревья закрашивали рисунки на набережной. Всем ли по душе эти прихорашивания? Спросим наших экспертов – известных политиков, депутатов, общественников, журналистов. Три вопроса. 

1) Согласны ли вы с жителями Саратова, которые в рамках соцопроса очень низко (одно из последних места в России) оценили уровень безопасности на городских улицах?
2) Есть ли действенные средства против бардака в системе общественного транспорта Саратова и хамского поведения водителей, представляющих частные компании?
3) Понравилось ли вам украшение Саратова ко Дню города? Что бы вы предприняли для его праздничного преображения?

Сергей ШАРОВ, руководитель регионального исполкома Общероссийского народного фронта
1) Безопасность города – это такое объемное понятие, которое складывается из многих факторов. Это не только, например, статистика преступлений, но и статистика аварий на дорогах; освещенность улиц и благоустроенность городских дворов. По-настоящему безопасным Саратов станет тогда, когда мы, родители, сможем отпускать детей на улицу или в школу без сопровождения взрослых. Для меня это основной критерий безопасности города.

2) Не так давно эксперты ОНФ проводили мониторинг работы общественного транспорта в регионах. Саратов стал одним из аутсайдеров, как раз из-за выявленных нарушений, которые допускали водители автобусов. Заставить соблюдать законы их можно только в одном случае, если ответственность за нарушения водителей будет нести компания—перевозчик. Нужно прописать соответствующие условия и санкции в договоре еще до проведения аукциона по распределению маршрутов. Попадание в «черный список» перевозчиков и запрет на участие в государственных закупках может подтолкнуть к более внимательному отношению к дисциплине и ПДД.

3) Лучшее, что может украсить Саратов, это улыбки жителей. Простая вещь, добиться которой у муниципальных чиновников не всегда получается. Житель города будет доволен только тогда, когда он увидит постоянную работу, а не предпраздничные «вспышки» активности.

Юрий ГАВРИЛИЧЕВ, участник движения «Открытая Россия»
1) Могу подтвердить, что безопасность улиц в моём Саратове не просто худшая, но, на мой взгляд – самая худшая, по сравнению с соседними  областными центрами. Это мнение сложилось после довольно частого посещения этих городов. 
В чем заключается эта самая опасность?
Первое. Ветшающие здания, построенные до 1960 года. Особую опасность представляют разваливающиеся балконы и лепнина.  Покосившиеся кирпичные кладки опор для ворот и углы старых зданий, которые не ремонтируются и не реставрируются годами! Не редки случаи их частичного или полного обрушения, которые грозят не только владельцам квартир, но и прохожим. На моей памяти, например, обрушение на моих глазах угла здания на ул. Вольская угол ул. Белоглинской, где пострадали бабушка и внучка.
Второе. Возвращаясь к жилым многоквартирным домам, постройки сталинской эпохи, можно констатировать тот факт, что многие из них, являясь объектами культурного наследия, не реставрируются и не входят на сегодняшний день в перечень зданий, подлежащих капитальному ремонту в связи с запретом на это Федерального казначейства. Расход средств, принудительно собираемых и собранных с владельцев квартир в таких домах, Федеральное казначейство расходовать на ремонт запретило, назвав капитальный ремонт «реставрацией».
Третье. Особо стоит отметить состояние городских тротуаров. Их просто не существует! Какие-то отдельные и разноликие заплатки из разноликих и разнокалиберных бетонных кирпичиков, с промежутками разрушившегося от многолетней эксплуатации асфальта. 
Четвертое. Нельзя не отметить постоянную вырубку зелёных насаждений. «Легкие» города просто уничтожают в угоду увеличения пространства для точечной застройки и стоянок автомобилей, кофеюшек и других современных «прелестей».
Пятое. Почва в городе, это глина или суглинок, что не позволяет в дождливое время впитывать влагу, а ливнёвая канализация не справляется из-за своей устаревшее и не чищеной десятилетиями системы. Быстрое испарение влаги в жаркие периоды года, пыль вместе с плохо убираемым мусором может испортить не только настроение, но и сделать многим горожанам маленький сюрприз виде силикоза лёгких, не считая испорченной одежды и пыльной обуви.
Шестое. Проблема колодцев не менее важна. Вернее крышек колодцев, которые утилизируются с молчаливого согласия городских властей, разрешивших приём металлолома в распалившейся инфраструктуре сборщиков вторичного сырья. Неоднократны случаи падения в открытые колодцы детей и взрослых и были случаи со смертельным исходом.
Мне кажется, что уже достаточно, чтобы подтвердить весь риск для жителей моего города не просто ходить по его улицам, но и жить в нём не опасаясь за свою жизнь и здоровье.  Причины всего выше перечисленного кроются, на мой взгляд, не только в дотационности области и недостатке средств, а в том, что этот «недостаток средств» рукотворен. Иначе говоря (как обращение к городским и областным властям) – ребята! Воровать надо меньше!

2) Траспортная чехарда это особый случай. Во первых, система городского транспорта, созданная в Саратове до 1917 года была лучшей в Поволжье. Наши – чудо реформаторы, уверен – имея личные и корыстные цели, решили приспособить её под себя, любимых. Изуродовав годами совершенствующую систему, уничтожив всё лучшее, что было, поделили  её так причудливо, что теперь в конкуренцию между участниками транспортной чехарды вступили и водители автобусов вместе с маршрутками. Гонки, с риском для пассажиров, перекрытие выезда конкурентов на остановках и т.д. стало «доброй» традицией уже и самих водителей. Безопасность пассажиров отходит на второй и даже третий план. Они всего лишь карманы с мелочью, которые могут и потерпеть не только гонки, но и жару в салонах, грязные сиденья из фанеры и пыль от сотрясающегося от кочек пола. Что делать? Думать о людях, их удобствах, волевым решением ликвидировать недобросовестных перевозчиков и наконец-то начать строить скороростные ветки трамваев. Понятно, что власть немедленно найдет отговорку «денег нет». Так ищите способ их заработать! Восстановите хоть часть разрушенного вами промышленного потенциала города, найдите способ работать Энгельский троллейбусный завод работать и на Саратов в том числе и в конце концов! Вы власть или только пожиратели и так скудного бюджета?

3) Я бы отменил так называемый праздник «день города». Крашеные бордюры, высохшие газоны, отсутствие достаточного количества фонтанов в городе на Волге, пыль, осаждающаяся на остатки зелёных насаждений, показательная покраска скамеек, которых в городе найти не очень легко (да и краски на них не так много нужно, поскольку их мало) и всё то, в чем нам приходится жить, не располагает к праздничному настроению. А показуха  жителям города не нужна. Пусть уж властные лица соберутся в этот день где-нибудь в сторонке, дерябнут по стопарику на «сэкономленные» от благоустройства города деньги и повеселятся над нами втихую.

Вячеслав ТРОФИМОВ, председатель Гражданской общественной палаты Саратовской области
1) Безопасность и порядок на улицах складываются из многих составляющих, таких как работа полиции, культура населения, наличие мигрантов с иной культурой, влияние преступного мира и его обычаев на жизнь людей, даже погода, в виде солнечной активности или магнитных бурь.
Оставим погоду, с нею нам повезло, землетрясений и ураганов пока нет. А вот с остальными причинами есть проблемы. Знаете ли вы своего участкового из полиции? Вряд ли. Если вы обращались в полицию, то сколько ваших заявлений рассмотрено и приняты меры? Полагаю, ни одного.
Сколько взяточников из полиции и власти привлечено к ответственности? Единицы, и то в последнее время, после смены начальника ГУВД. Где у нас патрульные на улицах и на дорогах? Не те, что прячутся за углом или в кустах и ловят нарушителей правил движения, а те, что бдят за порядком, везде и всюду, а не только в зданиях судов и администраций. Только в западных фильмах мы видим работу патрульных полиции, в нашей жизни их нет. Машин выделено много, а патрульных нет.
Верят ли люди полиции? Вряд ли. И что вы хотите получить? «В Багдаде всё спокойно», кипеша нет, есть небольшие проблемы с законностью и порядком. Культура населения закладывается в школах и развивается в вузах. Как с культурой связано использование педсостава для фальсификации выборов, надо спросить у ведущей партии.
Какая может быть культура в ВУЗах, когда всё покупается за взятки, всё всё, и зачёты, и экзамены и дипломы и диссертации, в том числе, и в юридических? А потом выпускники идут работать в полицию и прокуратуру, в органы власти, у кого хватит средств, остальные шакалят на свободном рынке, разводя граждан в судах, администрациях и прочих присутственных местах.
Это безусловно, способствует росту доверия к власти и развивает порядок. Когда в поведении граждан преобладает законы шакальей стаи, порядки будут такие же. Урвал и сбежал, поймали — откупился.
Про мигрантов уже принято говорить открыто, после кризиса в Европе, толерантность как-то приутихла, но не везде. Зайдите на рынки Саратова, не с Ландо, а отдельно. Восточный город Саратов блещет русской культурой и обычаями, и русским языком, знание коего проверяется при выдаче паспорта и разрешения на работу. Паспорта и разрешения у торговцев есть, а всё остальное не обязательно, заплатил и порядок. А после работы можно и оттянуться, благо деньги к торговцам текут рекой.
Посему обычаи преступного мира в Саратове и не только процветают и развиваются, начиная с песен и кончая понятиями.
Когда нет культуры и порядка, господствуют понятия и авторитеты.

2) Народная мудрость гласит: «Каков поп, таков и приход» Кто заправляет на рынке автоперевозок, теперь кое- что известно из СМИ, после начала разбирательства по одному из АТП. Ждём итогов, но ясно одно: при таких порядках в управлении автохозяйствами порядка в салонах автобусов не будет, будет то, что в народе зовётся беспределом или бесовским пределом. К тому же культура пассажиров и водителей соответствующая.

3) А ещё по старой традиции красят масляной краской грязные поребрики. На несколько часов лишь хватает, но деньги уже успевают списать нужным людям.
Праздник - это всегда освоение бюджета, а он всегда приятен тем, кто у кассы первый. Больше праздников, хороших и богатых и жизнь удалась, кое у кого. Вот «Стрелка» попраздновала после удачного появления в Саратове, остался чудо- сквер, про вокзал уже забыли. Ждём продолжения банкета, девчонки заскучали без дела, да и куратор остался без темы. Школы уже поднадоели, куража нет, давай яхтенную стоянку на Набережной и мост на Луну. Вот и попразднуем вволю.
Одна беда - денег нет, поиздержались в дороге и ревизор вот-вот приедет. Какие тут праздники? Надо менять заведение (систему), а не переставлять кровати.

Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ, общественник
1) Результаты опроса говорят сами за себя. Мне же хотелось бы только добавить, что безопасность выхода на улицу может оцениваться жителями ( и мной в том числе) не только по криминальным обстоятельствам. В жару, чем ближе к полудню, тем больше, опасно выходить из дома и ходить по улицам, лишённым деревьев, очень опасно! Особенно опасно если, отправившись куда-то в полдень вы забыли надеть шляпу с широкими полями - пройти 3-4 квартала по Московской, не получив солнечного удара, большое везение.  
На многих улицах, искусственно лишённых тени, небезопасно ходить без «чёрных очков» - солнце буквально слепит и портит зрение. Иногда даже очки не помогают – нужна маска сварщика на лица и слезящиеся глаза людей, идущих на встречу солнцу!
Опасно выходить из дома и без противогаза, в частности на улицах Киселёва, Б.Казачей, Чапаева и многих других в центре Саратова - вонь от автотранспорта, как при газовой атаке...
Ну и на вас что-то, всюду и когда угодно может упасть - запросто! А уж провалиться в какую-то яму можно легче лёгкого... И если, не дай Бог, вы пойдёте выразить свои опасения за свои же здоровье и жизнь на какой-то митинг или в пикете встанете с лозунгом «Прекратите нас уничтожать!» - могут дубинкой огреть, отлучить от близких на несколько суток или пенсии-зарплаты лишить! А-то и в экстремисты запишут… Ну, очень опасно на улицах Саратова!

2) Беда вся в том, что общественный транспорт у нас для быдла, депутаты, разночинцы, включая прокурорских, полицейских и прочих на автобусах-троллейбусах не ездят – западло им! Мне же иногда так хочется в морду дать водителю-хаму! И думаю, не мне одному это хочется…  
О том же, что сделать ничего нельзя – это отговорка для тех должностных лиц, кто ничего не делает и не хочет делать. Несколько лет назад я звонил в Минтранс, вот даже телефон
запомнил: 240-240, с сообщениями о длительном отсутствии транспортных средств на каком-то маршруте, о водителях хамах… Потом участвовал «публичных слушаниях» по теме общественного транспорта с участием вице-губернатора Бабичева и министра транспорта правительства области (молодяка, как потом выяснилось, купившего диплом какого-то несуществующего украинского вуза) и понял, что им просто «всё это не нада»! 
И всем нынешним «экс и вице» с погонами и без них ничего не надо – они ждут, пока доведённые их бездействием люди не начнут учинять самосуд или даже только давать публичные оценки безобразиям и произволам, творящимся в стране, в городе, на улицах и автобусах! 
И здесь-то найдутся для них и меры и статьи – от административных до уголовных!

3) Я бы подмёл там, где не подметено, отремонтировал бы то, что сломано, попытался бы развеселить тех, кому грустно и сделал бы всё для того, чтобы город управлялся людьми и для людей, но вовсе не для «праздничного преображения города», а для повседневной достойной (не обязательно очень богатой) жизни! 

Александр СВЕШНИКОВ, главный редактор информационно-аналитического портала «Богатей-онлайн»
1)Уровень безопасности саратовских улиц для жителей нашего города не просто низкий, а крайне ничтожный. Если под уровнем безопасности понимать не только состояние дорог и тротуаров, а еще и поведение водителей транспортных средств, и плохое освещение уличных магистралей, то на первое место я бы поставил низкий уровень культуры водителей всех транспортных средств: нарушение скоростного режима и игнорирование прав пешеходов. Если говорить о мотоциклах, то, кроме определения «распоясались», ничего другого сказать нельзя.   
На втором месте - отсутствие более или менее приличных тротуаров, а зачастую полное их отсутствие. Выход, на первый взгляд, прост: водители сами должны осознать, что в их руках по сути дела бомба, которая в любой момент может взорваться, если они не проникнуться мыслью, что рядом идут пешеходы, которые могут стать жертвами ваших безрассудных действий.
И, конечно, особый спрос с тех, кто отвечает за безопасность наших улиц – начиная с состояния проезжей части и тротуаров и кончая освещенностью магистралей, за что ответственность несут органы местной власти. И не меньший спрос с ГИБДД, которая должна строго наказывать нарушителей.

3) Лично я не стал бы ничего предпринимать, поскольку не к лицу нищему городу в отсутствие каких-либо средств для поддержания городского хозяйства устраивать так называемые праздники и тратить на это средства, которые можно и нужно пустить на неотложные меры (например, те же дороги и тротуары). В итоге получается по поговорке: «Без штанов, но в шляпе».