Вячеслав Трофимов: «Саратовская область: умереть или подняться»?

Председатель региональной Гражданской общественной палаты, участник организации «Комитет-64» - о критическом положении Саратовщины и путях по ее спасению.

Несмотря на стоны и крики, несущиеся с Саратовщины, Кремлевские небожители продолжают находиться в размышлении или как говорят в народе - «тормозят». Видимо, влияние нашего земляка так сильно, что никак наверху не могут принять решение - что делать с Саратовской областью, кому отдать сии благодатные края на кормление. Да так, чтобы и волки остались целы и овцы не подохли.

А тем временем процесс приближения к пропасти для целого края неуклонно развивается. Правда, в области появились признаки внимания центра к нашим проблемам, но пока очень туманные и сильно смахивающие на подготовку к посылке сюда скорой помощи, а, вероятнее всего, к выделению денег в большом количестве, чтобы решить кое-какие проблемы, хотя бы для обеспечения спокойствия граждан и предупреждения волнений.

Иначе будет скандал и мало поддержки для какой-то партии. Тогда её руководителям придётся объяснять свои промахи, а может и пойти гулять, освободив место во власти. Молодая поросль, зовущаяся народным фронтом, и прочими молодыми партийцами, уже научилась говорить и считать чужие деньги, оценив все прелести нахождения у руля или у кормушки.

Колхоз «Последний колосок».
Как известно, наш земляк продал все свои активы в виде холдинга «Солнечные продукты» и переместил свои интересы в другой регион, поближе к Москве. Речь о Смоленской области. Теперь там передовые хозяйства и школы, охотничьи угодья и прочие прелести феодального капитализма, в виде латифундий и крепостных крестьян, привязанных к земле.

А что же родная Саратовщина, деревня Дурасовка и её окрестности? Нам может быть дадут инвестиции, чтобы не померли с голоду и не рухнуло сельское хозяйство. От нас возьмут то, на что мы ещё способны - ресурсы, в виде урожаев полевых культур, на большее мы пока не способны. Промышленность по переработке агропродукции, скорее всего, разрушат и распродадут на металлолом при банкротстве, как уже сделали с другими предприятиями.

Курятники ещё остались и вроде работают, но с гусями и свиньями уже не получилось, с сырами тоже не вышло. Макароны в Балашове как будто пока делают. Может, и соки в Ртищево останутся. С майонезом и растительным маслом уже наметились проблемы. Зачем новому владельцу наши заводы, когда у него есть свои? 

И «это всё, что останется после него» - нынешнего губернатора и его куратора. Наш ресурс - земля и люди, кто ещё может что-то выращивать и не сбежал из деревни. Путь пришлых собственников Саратовской земли понятен и прост - выжать отсюда всё, что можно, создать несколько, а может, только одно крупное предприятие, по типу Ткачёвского «Агрокомплекса», тысяч на 50 га земли, а там, «вперёд и не стонать». 

Кто будет губернатором при таком развитии, уже неважно, его задача как председателя колхоза собирать собрания для сообщения новостей из центра и проведения политинформации на тему и без неё. Как скажут в «райкоме» - Москве, так и будем работать. Писать справки и отчёты, распределять скудные средства на посевную и уборочную и давать стране план по сбору зерновых. Пшеница - на экспорт, подсолнечник - для новых феодалов и соя - для буржуев (транснациональные компании) и китайцев. 

Подняться с колен
Есть ли у Саратовской области иной путь, и может ли она стать чем-то, кроме запущенного поля с очагами пашни, где мирно пасутся разбитые трактора? По отдельным сведениям-сплетням все, кому предлагают взять нашу область, упорно сопротивляются. Мол, большая и бестолковая, проблем много, а денег нет. Как со всем этим управиться, не имея ресурсов, непонятно.  

Поэтому не рвутся к нам кандидаты в губернаторы и, видимо, правильно. Когда не знаешь броду, незачем лезть в воду. Но на наше счастье в Саратове с древних времён был тот самый брод - переправа через Волгу, и такое выгодное положение в прошлом давало городу и краю преимущество в развитии, чем прежние купцы изрядно пользовались, не чета нынешним.

Может и сейчас область использовать выгодное стратегическое положение в стране, но для сего надобно умение и понимание своего места в мире, желание его развить и использовать, а не ждать подачек на бедность, сидя на паперти. Нужен умный правитель, не боящийся начать свою игру на выигрыш, особенно в условиях кризиса, когда всем плохо.

Есть ли тот путь победы для Саратова? Полагаю, что есть, и он уже описан и посчитан, ещё в 2013 -2014 годах, о чём даже написано несколько статей. Что надо для его реализации, нетрудно обозначить. Прежде всего, воля правителя верхнего уровня, например, президента страны, чтобы начать проведение реальных изменений в экономике и управлении. 

Взять один регион и на нём отработать некие новые решения, есть правильная тактика и стратегия. Если получится, будет отработан инструмент преобразований, какой можно тиражировать и применять везде, включая страну в целом. Саратовская область как «убитый» и депрессивный регион идеально подходит для проведения локального пилотного проекта, так как все наши проблемы есть в любом другом регионе, в том или ином объёме. Решив их здесь, решим везде.

Следующее условие, какое необходимо для преобразования региона новой командой, - нужна новая команда. Не один-два министра или губернатор, а новая команда единомышленников, которая сможет свернуть гору и сделать то, что кажется невозможным в начале пути. Третьим условием проведения нового курса является наличие самого нового курса, то есть, плана преобразований, образа будущего, программы действий и пути движения с пониманием тех методов и инструментов, при помощи коих можно достичь результата. 

Надо спасать, иначе каюк.
Прогноз автора на основании разработанной концепции и модели развития области показывает, что даже в нынешних плохих условиях Саратовская область может развиваться с темпом роста около 15% в год по основным показателям, включая рост уровня жизни народа, что существенно в период революционной ситуации, какую мы переживаем, если кому-то ещё не понятно.

Дело за малым - найти, где тот добрый молодец, который сможет пойти туда, не зная, куда и сделать то, не зная что, после чего получит полцарства и принцессу в придачу. Началу преобразований помешает то вязкое болото, какое возникло в Саратовской области во всех сферах жизни, прогнившая среда чиновничества, жирующая на бедности и пирующая в нищете.

Кто бы не пришёл в область губернатором, он столкнётся с агрессивной средой сопротивления на всех уровнях власти и бизнеса, где всё поделено и пристроено, чужих здесь никто не ждёт. Примеров достаточно за последнее время. Пришли новые прокуроры, только пыль кое-где подняли, после чего встроились в систему отношений и жизнь пошла размеренная и аккуратная, с небольшими плановыми потерями в рядах. 

Та же ситуация в полиции. Новый генерал никого и ничего не поменял, зато дождался получения новой звёздочки. Теперь новый кителёк и в Москву, на повышение. Про судебную систему даже говорить нечего — здесь процесс загнивания вошёл в стадию необратимого разложения. 

Отсюда вывод - Саратовскую область может спасти только введение внешнего управления с назначением генерал-губернатора и проведением радикальной чистки всех федеральных и областных структур, с переходом на муниципальные. Часто используемый оборот, что у нас нет неприкосновенных, надо применить хотя бы в одном регионе. Народная поговорка гласит: «Лучше поздно, чем никогда». «Карфаген должен быть разрушен».

Вячеслав Трофимов

Подписывайтесь на наш телеграм-канал