Алексей Дозоров: при наказании пьяного водителя его пассажиров не надо разделять на взрослых и детей

Общественное движение «За безопасность» предложило ужесточить наказание за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, когда в салоне находятся пассажиры. Соответствующее письмо направлено главе МВД России Владимиру Колокольцеву. 

Как полагают активисты, если пассажир был взрослым, то штраф нужно увеличить до 60 тысяч рублей, а прав лишать на срок до 3 лет. Если пассажир был несовершеннолетним, то штраф нужно увеличить до 90 тысяч рублей с лишением прав на срок до 5 лет.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал председатель московского областного отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Алексей Дозоров:

- По-моему, управление транспортным средством в нетрезвом виде – это однозначно преступление, которое должно быть наказуемо. А обставлять его какими-то дополнительными условиями – на загородной трассе или в городе, с пассажирами или в одиночку, со взрослыми или с детьми – это несусветная глупость. Вспомним лучше принцип бритвы Оккама и не будем умножать сущности. Тут же все понятно: если человек в пьяном виде садится за руль, то меньше всего в этот момент он прикидывает, какое его ждет за это наказание и может ли он себе его позволить. Лишиться ли прав на год или на 5 лет, заплатить ли 90 тысяч или только 60... Что он, будет выяснять, есть его пассажиру 18 или еще нет? Он просто совершает преступление, вот и все.

Я вообще считаю, что нормы закона в отношении пьяной езды на данный момент совершенно достаточны и не нуждаются ни в какой корректировке. Главное ведь в наказании не его размер, а его неотвратимость. Каждый севший за руль пьяным должен быть наказан.

К слову, мне лично кажется сомнительной и идея ограничить пьяную езду поголовным установлением на все автомобили так называемых алкозамков. Во-первых, нельзя же во всех подряд водителях «по умолчанию» подозревать умысел на подобное преступление. Во-вторых, эти устройства недешевы и при этом довольно ненадежны – их нужно регулярно калибровать и так далее. Единственное, по-моему, где их применение может иметь какой-то смысл – это ставить их тем водителям, которые уже были уличены в пьяной езде.

Но и в этих случаях на практике подобный алкозамок довольно легко обойти – можно, например, поехать на чужой машине, или попросить завести свою кого-нибудь трезвого... Во всяком случае, это относится к алкозамкам, которые действуют на основе анализа дыхания водителя, и которые у нас продвигаются.

В общем, я думаю, что общественность не примет предлагаемого активистами нововведения, и оно так и не будет доведено до статуса закона. Подобных инициатив уже было немало – к примеру, наказание за превышение скорости предлагалось дифференцировать в зависимости от наличия в машине несовершеннолетних, и это также ничем не кончилось. Правонарушение есть правонарушение, преступление есть преступление, а закон един для всех.

Подготовил Иван Орлов