Андрей Калганов: протестной активности со стороны среднего класса ожидать не стоит

Значительная доля среднего класса, оставшаяся без поддержки государства и потерявшая источники дохода в период пандемии, «выпала» в бедность. Этот переход «взрывоопасен с точки зрения политики», заявил в интервью РБК ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. По его мнению, «ответ [на обеднение среднего класса] еще придет, и с ним надо что-то делать».

«Репортер64» пообщался на данную тему с заведующим лабораторией сравнительного исследования социально-экономических систем экономического факультета МГУ им. Ломоносова, доктором экономических наук, профессором Андреем Калгановым:

- Мне сложно сказать, насколько справедлив этот вывод относительно бедственного положения среднего класса и связан ли он именно с пандемией. Тенденция к сжатию среднего класса проявилась примерно за последние 10 лет, особенно в связи с экономическими трудностями, которые начались у нас с 2012-2013 года (с резким замедлением экономического роста и падением доходов населения). Средний класс был в числе пострадавших от этого процесса, страдали также низкооплачиваемые слои населения. В результате у нас средний класс сократился.

Какая-то часть среднего класса действительно пострадала в период пандемии. В основном те, кто относится к мелкому и среднему бизнесу. По ним пандемия действительно сильно ударила в связи с ограничениями на работу множества предприятий сферы услуг.

Понятно, что в сжатии среднего класса ничего хорошего нет: это и сокращение внутреннего спроса, и потеря рабочих мест. Еще это и проблемы самих людей, относящихся к сфере малого и среднего бизнеса, которые раньше входили в средний класс, а теперь оказались в гораздо худшем имущественном положении.

Главная поддержка, которую можно было бы оказать всем слоям населения, как малоимущим, так и среднему классу, - это не выдача различного рода пособий или единовременных вспомоществований. Поддержка заключается в восстановлении экономической активности в стране, увеличении числа нормально оплачиваемых рабочих мест. Это главный рычаг подъема благосостояния общества и решения проблемы недостаточности доходов. Основные усилия государства должны быть направлены на стимулирование инвестиций в развитие экономики.

По поводу возможного «взрыва»: я не думаю, что уровень протестной активности, которая сложилась за последние 7-8 лет, резко возрастет. Да, возможны ситуационные всплески, подобные тем, которые мы наблюдали в 2012 или в прошлом году. Но за рамки такого рода всплесков ситуация не выйдет, поэтому я не ожидаю необычных для нашего политического ландшафта движений со стороны среднего класса.

Подготовил Иван Орлов