«Ленинский домик» на Царевской. Он же бывший ЗАГС на Пугачевской

- Сорок лет стоял дом, - степенно разъяснял Митрич, расхаживая в толпе, - при всех властях стоял, хороший был дом. А при советской сгорел. Такой печальный факт, граждане!

Касательно дома, о котором у нас пойдет речь, камергер Митрич из Ильфо-Петровского «Золотого теленка» не угадал. Во-первых, дом стоял и стоит куда больше сорока лет, точнее говоря, более века. Во-вторых, он, к счастью, не сгорел. И, в-третьих, как раз при советской власти он в фаворе обретался. С тех пор и сохранил за собою статус памятника истории. Но вот пару лет назад начал помаленьку разваливаться.

Люди старшего поколения помнят советский кинофильм «Ленин в Польше», снятый в середине 60-х, и анекдоты на ту же тему. Так вот, когда Владимир Ульянов скрывался от российских властей в Польше и трудился над проектом государственного переворота и свержения этих властей, в Саратове в 1909 – 1913 годах жили его родственники: мать Ленина Мария Александровна Ульянова и сестры Мария Ильинична и Анна Ильинична Ульянова-Елизарова с мужем Марком Тимофеевичем Елизаровым.

Ими, занимавшимися и в Саратове революционной деятельностью, интересовалась полиция, поэтому они меняли места жительства. В разное время Ульяновы обитали по разным адресам: на улице Панкратьевской (ныне Мичурина), на улице Угодниковской (ныне Ульяновская – в этом доме с 1969 по 1993 год был музей-квартира Ульяновых, теперь здесь Этнографический музей, филиал областного краеведческого музея). И, наконец, в доме № 36 на улице Царевской, о котором у нас и идет речь. Это было последнее саратовское жилище Ульяновых. В марте 1913 года они покинули Саратов.

А после 1917 года началась топонимическая война, борьба со «старорежимными» географическими названиями, в том числе и городскими топонимами. Но если Угодниковская была переименована в Ульяновскую в 1928 году, а Панкратьевская стала Мичуринской только в 1955-м, то с Царевской разделались уже в сентябре 1918-го бессмысленно и беспощадно, присвоив ей имя вождя крестьянско-казачьего восстания 18 века. Улица стала Пугачёвской. 

И дело конечно, не в том, что кто-то счел неуместным сочетание памяти о пребывании революционной семьи с «царским» именем улицы. Вряд ли тогдашние новые саратовские власти даже знали, что Ульяновы недолго жили на Царевской. Думаю, на это обстоятельство обратили внимание позже.

А столь поспешное переименование Царевской – в разгар гражданской войны, неужели важнее дел не было? – объясняется, думаю, просто «классовой ненавистью» к царям – как действительным, так и воображаемым. 

Рьяные переименователи пренебрегли тем фактом, что улица называлась вовсе не ЦарЁвской, а ЦарЕвской. И получила свое имя от уездного города Царева Саратовской губернии – так же, как улицы Аткарская, Вольская, Хвалынская… А сам Царев назывался так по имени реки Царевке, и корни этих имен – тюркские, так же, скажем, как у реки Царицы и города Царицына.

Как пишет об этом Евгений Константинович Максимов в своей книге «Имя твоей улицы», возникновение Царева «относят к 1805 году, когда выходцы из Воронежской губернии, поселенные в Вольском уезде Саратовской губернии, переселились в низовья Волги и на левом берегу Ахтубы, буквально на развалинах золотоордынского города, создали слободу. <…> 18 декабря 1835 года слобода была переименована в уездный город Царев Саратовской губернии. Через 15 лет, 6 декабря 1850 года, город Царев с уездом отошли к Астраханской губернии».

Сегодня Царев — село в Ленинском районе Волгоградской области.

Дом на Пугачевской, 78 (нумерация домов с тех пор изменилась) долгое время был обычным жилым домом, но отмеченным памятной регалией. Автор этих строк всю жизнь прожил на этой улице и прекрасно помнит мраморную доску, сообщавшую о знаменитых жильцах начала века.

А в 1984 году сюда въехал районный ЗАГС.

Согласно распоряжению губернатора Саратовской области от 12 сентября 1997 года дом является объектом культурного наследия регионального значения.

На сайте «Свадебный каталог Саратова» размещен давний снимок, на котором видна мраморная мемориальная доска, укрепленная на стене дома. В перестроечные годы, когда воспоминания о семействе Ульяновых стали почти неприличными, доска исчезла – власти застеснялись. Потом памятная табличка снова появилась, но какая-то очень чахлая, далеко не мраморная.

Интересно, что на Zags64.ru до сих пор указан старый адрес ЗАГСа – улица Пугачева, 78. Так сказать, совет вам да любовь.

Но в прошлом году межрайонному ЗАГСу по Волжскому и Фрунзенскому районам пришлось из исторического здания съехать: у дома опасно наклонилась (попросту говоря, стала отваливаться) торцовая стена.

Вот на сайте правительства области порядок, страница, посвященная ЗАГСам, дает новый адрес, где учреждение работает с 16 мая 2017 года: 410056, г. Саратов, ул. Вольская, 20. Начальник отдела: Кузина Ольга Васильевна. И телефоны.

Звоню, спрашиваю Ольгу Васильевну, какое из помещений удобнее для работы.

«Мы в здании на улице Пугачева работали с 1984 года, -- говорит она. -- И там было хорошо работать и на новом месте тоже хорошо, центр города. В том здании были проблемы, связанные с тем, что это памятник. Любой ремонт, даже косметический, нужно согласовывать. Даже колер наружных стен должен был быть такой, как двести лет назад».

Придется ли им вернуться на Пугачевскую, когда будет отремонтирован объект культурного наследия регионального значения, Ольга Васильевна не знает. И действительно, это не ее забота.

Ремонта между тем никакого нет. Аварийную стену подперли наклонными деревянными брусьями. Несколько месяцев спустя огородили металлическим забором. А санитарным автомобилям пришлось кое-как, бочком протискиваться мимо забора, чтобы попасть в Центр планирования семьи, расположенный в соседнем дворе. Но это двор слева от объекта культурного наследия. А справа, во дворе, принадлежащем к самому историческому дому, всё тихо и спокойно. В глубине уютного чистого дворика простые дома, не исторические. Возле одного из них местный житель прибирается в своем маленьком садике-огородике.

О будущей судьбе объекта наследия он что-то слышал, но смутно:

«Вроде собираются ремонтировать, но пока ничего не делается. То смету не утверждают, то что-то еще… Ничего не могу сказать. Но, когда загс выселяли, понятно было, что это не на год, не на два».

Есть ли надежда, что симпатичный старый особняк дождется ремонта., а не сноса?

А то по соседству, через один дом, такой же старинный склад бывшей картографической фабрики, похоже, уже начали разбирать – место для застройщиков лакомое.

Сергей Сергиевский