Личная шерсть и государственная: что такое выборы в Саратовской области

Каждую осень мы идем голосовать. Или не идем. В любом случае в сентябре что-то такое происходит, после чего кто-то отправляется заседать в думу. Городскую, областную или Государственную.

В теории депутат – это представитель народа, который отстаивает его интересы, доводя до исполнительной власти чаяния избирателей. Соответственно депутатом должен стать наиболее умный и подкованный в юридических вопросах, обладающий авторитетом и определенным жизненным опытом. И в народные избранники он идет исключительно, чтоб помогать людям. То есть этакий бессребреник. Потому что быть избранным депутатом – это уже честь.

В действительности, если посмотреть на состав Государственной думы РФ, где можно встретить экс-боксера Валуева, других спортсменов и певцов, мы понимаем, что уровень IQ – не самый главный критерий отбора. Это еще более очевидно, когда знакомишься поближе с некоторыми депутатами от Саратовской области.

Зарплата депутата Госдумы, всевозможные социальные бонусы в виде бесплатного проезда и последующей надбавки к пенсии уже превращают борьбу за депутатский мандат в некое коммерческое мероприятие, где вложив деньги в предвыборную кампанию, депутат на выходе получает многомиллионное финансирование на протяжении 5 лет (если речь об одном созыве) и некий оберег от неприятностей с законом.

То есть «депутат» - это такой бизнес-проект, предприятие с большим штатом сотрудников, помощников, советников и пр. И просьба отдать свой голос за конкретного кандидата без лишней словесной шелухи звучит примерно так:

- Ребята, наш кандидат очень хочет получать под миллион в месяц. Он хочет, чтоб его возили на служебной машине. Он мечтает летать по разным городам, ходить на ТВ-шоу, жить в московской квартире. А вся работа его будет заключаться в редких встречах с избирателями, на которых он будет думать, капнули ли ему деньги на карту и успеет ли он на самолет.

Самое циничное в том, что решать, чей именно бизнес-проект будет реализован и кто станет получать огромные деньги, заставляют тех, кто зарабатывает 20-25 тысяч в месяц.

Ремарка. Заметьте – ни один из кандидатов в депутаты Госдумы не заявляет, что первым делом откажется от зарплаты народного избранника, поскольку считает ее размер аморальным по отношению к зарплатам врачей и учителей, и призовет к тому же своих товарищей по партии.

Любая партия, которая получит большинство в Госдуме, будет действовать так, как сейчас действует партия власти. Возможность влиять на распределение бюджета – бесценна. Мы проголосовали за такой бюджет, значит, это благодаря нам строят школы и детские сады. А не потому, что вы платите налоги, уважаемые сограждане. С этим ничего не поделаешь. Любой, кто получает доступ к бюджетным средствам, очень быстро начинает относиться к ним, как к своим. Это к вопросу о личной шерсти и государственной.

То есть за оберткой обычных отношений, этакого предвыборного стандарта, когда хорошо одетые люди ходят в народ и изображают заботу, как правило, скрывается желание устроить свою жизнь с большим комфортом. И лично я никого за это не осуждаю.

Что до предсказуемости результатов и заточенности на это административных механизмов, то, в моем представлении, участие в процессе голосования – лишь способ осложнить жизнь исполнительной власти и избирательным комиссиям, с которых, понятное дело, спрашивают по всей строгости. То есть прийти и проголосовать не за того, за кого надо, это заставить исполнителей совершать дополнительные телодвижения, которые иногда попадают на камеру и становятся предметом разбирательства и скандалов.

А вот вопрос участия (неучастия) в данном процессе — действительно должен каждый решить для себя сам.

Константин Серов

На фото — кадр из к/ф «Кавказская пленница» (режиссер Леонид Гайдай)