Максим Едрышов: такси должны нести ответственность за здоровье пассажиров

Общероссийское объединение пассажиров (ООП) намерено заставить агрегаторов такси и таксопарки нести ответственность за здоровье пассажиров. В этих целях ООП направило главе думского комитета по транспорту и строительству Евгению Москвичеву предложение дополнить его законопроект о регулировании рынка таксомоторных перевозок подробным механизмом возмещения ущерба пострадавшим.

К слову, указанный законопроект прошел первое чтение в 2018 году, но с тех пор больше депутатами не рассматривался. Один из его спорных моментов – запрет на допуск к перевозкам водителей, официально не трудоустроенных в таксомоторной компании или агрегаторе.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал глава «Федерации автовладельцев России» Максим Едрышов:

- Да, светлые моменты в данной инициативе есть. Агрегаторы в массе своей отказываются брать на себя какую-либо иную ответственность, кроме как за оказываемые информационные услуги. 
10-15 лет назад человек выходил на обочину и ловил бомбилу, который в поисках этой встречи колесил по городу. Сейчас же водителя и пассажира сводят вместе агрегаторы. Однако, когда возникают спорные моменты, они отходят в сторону, утверждая, что выполняют чисто информационную функцию и ничего более.

Впрочем, ситуация меняется. Такие крупные агрегаторы, как Яндекс-Такси, Убер и Gett, уже страхуют пассажиров, причем на немалые суммы – до 2 миллионов рублей, так что для них данная инициатива новостью не станет. Стоимость страховки вшита в стоимость услуги такси, однако заметного роста цен на эти услуги при этом не происходит. 

Другое дело, что о факте страхования мало кто из пассажиров знает, поскольку эта информация дается в конце договора. Но тем не менее, любой пассажир может узнать, у кого и на какую сумму застрахована его поездка и, в случае чего, потребовать страховой выплаты.

Но таких ответственных агрегаторов у нас пока немного, так что законодательное регулирование вопроса все-таки необходимо. Насколько я понимаю, итоговый результат этого будет напоминать уже действующее страхование пассажиров общественного транспорта – автобусов и так далее – на суммы вплоть до 2 миллионов в случае гибели. За различные же травмы можно будет получить компенсацию по тарифам, сравнимым с существующими по страхованию ОСАГО.

К слову, насчет ОСАГО: в случае причинения вреда третьему лицу (пассажиру) от источника повышенной опасности (транспорта, в том числе автомобиля такси) доказанная вина водителя необязательна для компенсации. Естественно, существует один важный нюанс - страховка действительна только при наличии у водителя соответствующего полиса, при этом огромное количество российских водителей ее не имеет.

Тут следует сказать, что ОСАГО в последнее время для водителей такси подорожал на 30%, и некоторые водители экономят на нем, а некоторые агрегаторы, в свою очередь, не всегда контролируют наличие такого полиса у водителей. Разобраться с этой проблемой можно будет только тогда, когда страховщики смогут получить доступ к базам данных ГИБДД, о чем мы с вами уже говорили, и за отсутствие полиса ОСАГО начнут наказывать автоматически.

Рынок такси характеризуется большим количеством официально нетрудоустроенных водителей: человек просто арендует машину и оказывает услуги перевозки пассажиров. Но уже прописанное в законопроекте Москвичева требование, чтобы эти услуги оказывали только официально трудоустроенные лица, по-моему, излишне и приведет к росту цен на рынке. На безопасность перевозок куда сильнее повлияет (в лучшую сторону) утверждение ответственности агрегаторов.

Подготовил Иван Орлов