Максим Едрышов: «Убийцы и насильники не должны водить такси»

Минтранс предложил с 2021 года запретить осужденным за тяжкие и особо тяжкие преступления водить такси и общественный транспорт. По данным «Известий», в министерстве утверждают, что принятие данной меры необходимо для обеспечения безопасности пассажиров. Ограничение будет распространяться на лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость по статьям «Убийство», «Истязание», «Изнасилование»… Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам запретят допускать таких водителей к работе.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал руководитель «Федерации автовладельцев России» Максим Едрышов:

- Сразу хочу обмолвиться, что к водителям общественного транспорта данный запрет относиться не должен. Я лично не слышал о нападениях водителей общественного транспорта на пассажиров. О чем стоит поговорить, так это о водителях такси, соответствующие инциденты имеют место практически во всех российских регионах и в последнее время даже участились. 

Это, конечно, представляет собой серьезную проблему: все-таки пассажирские перевозки являются сферой услуг, а услуги должны быть, в первую очередь, безопасными. Так что в этом отношении я с Минтрансом полностью согласен – лучше, если у таксиста, который приедет за вами, не будет темного прошлого. Особенно, на мой взгляд, это справедливо в отношении лиц, осужденных за преступления сексуального характера – подобные люди склонны возвращаться «на круги своя», и тут рецидивы особенно часты. 

Естественно, тут возникает немало нюансов чисто правового характера. Для начала давайте уточним: мы говорим с вами именно об осужденных и отбывших наказание, а не о тех, кто находится в разного рода «пограничных» состояниях – под подпиской о невыезде, например, или в процессе обжалования приговора. И да, проблемы с трудоустройством у лиц, отбывших наказание, даже не за самые тяжкие правонарушения, возникают. Но реабилитация и ресоциализация таких лиц, на мой взгляд, лежит в сфере компетенции и в зоне ответственности системы исполнения наказаний. Перекладывать эту ответственность на работодателей и подвергать тем самым обычных пассажиров опасности было бы несправедливо. 

Впрочем, к агрегаторам такси вопросы есть, и всем вышеоговоренным они не снимаются. Не секрет, что сегодня у агрегаторов к потенциальным их работникам зачастую имеется одно-единственное требование – наличие водительского удостоверения. Более того, многие агрегаторы предпочитают не нанимать водителей на собственный транспорт, а «арендовать» их вместе с личными машинами. Сами понимаете, какой при таком методе заключения трудовых отношений может быть уровень проверки водителей и ответственности за их профессиональное поведение. 

Бывает, конечно, что некоторые подобные организации отключают от своих сервисов наиболее неадекватных водителей на основании жалоб пассажиров, или по собственной инициативе спрашивают у претендентов на работу справки о несудимости. Но этого явно недостаточно - деятельность агрегаторов должна быть жестко регламентирована на уровне государства и закона.

Подготовил Иван Орлов