Оттепели Володина: не ослабеет ли интерес спикера ГД к Саратовской области?

Наш великий земляк, политик федерального значения и вообще замечательный человек Вячеслав Викторович Володин очень любит свою малую родину – Саратовскую область. Любит ее настолько сильно, что все силы, всю душу вкладывает в то, чтобы родная земля развивалась и благоденствовала. Он выбивает для региона средства федерального бюджета, лично следит за тем, чтобы деньги тратились рачительно. 

Володин придумывает и реализует собственные проекты, собирая на их выполнение благотворительные и спонсорские финансы. Володин неукоснительно держит руку на пульсе всех мало-мальски значимых событий в регионе и, конечно, вплотную занимается кадровой политикой в Саратовской области.

Но несмотря на столь значительное кураторство социально-экономическая ситуация в нашем многострадальном регионе стремительно падает в тартарары. Почему? Попробуем разобраться.

Издалека вплотную

Для полноты картины, наверное, стоит сделать маленький исторический экскурс. Как известно, политическая карьера Вячеслава Викторовича началась в далекие и, как это модно нынче говорить, лихие девяностые. Тогда совсем молодой Володин работал в администрации Саратова, а затем, в 1994 году, был избран депутатом Саратовской областной думы первого созыва. В 1996 году Вячеслав Викторович стал вице-губернатором в правительстве Дмитрия Аяцкова и сразу занял там главенствующую роль. Дмитрий Федорович царствовал, Вячеслав Викторович правил. Но Аяцков такое положение дел быстро пресек, и Володин отбыл покорять столицу. Случилось это в 1998 году.

Надо сказать, в годы своего нахождения в региональной власти Вячеслав Володин хорошо понял силу средств массовой информации и с удовольствием общался с журналистами, талантливо создавая себе имидж заботливого руководителя. Например, ходит легенда, что в бытность свою вице-губернатором Володин дружил с мелкими клерками из Минфина РФ и те сообщали Вячеславу Викторовичу о ближайшем финансовом транше. А в местных СМИ тут же появлялась информация, что Володин выбил для области ту или иную сумму денег. Эту практику «выбивания денег для региона» Вячеслав Викторевич применяет и поныне.

А еще в далекие девяностые Володин понял, что сила лидера в его команде и еще тогда сформировал целый отряд безраздельно преданных ему людей. Чем он брал не самых глупых людей – непонятно до сих пор, но многие и наиболее преданные соратники Володина в Саратовской области – из девяностых. Впрочем, тут стоит оговориться – тогда Володину присягали на верность не все подряд. Отчего-то, как мне кажется, Вячеслав Викторович избегал (или его избегали) самых умных, образованных, креативных. Все без исключения сторонники Володина очень сильно уступают ему по уму, организаторским и прочим способностям. И это, спустя годы, стало настоящей бедой.

Но вернемся к истории. Володин перебрался в Москву, сделал головокружительную для провинциала карьеру, но о Саратовской области не забывал ни на минуту. Сначала, в 2005 году, он подвинул из губернаторского кресла своего былого антагониста Аяцкова. На его место, думается, не без участия Володина, пришел Павел Ипатов. Который, к удивлению Вячеслава Викторовича, ему не присягнул. Потому был подвергнут жесткой обструкции – благо команда в регионе у Володина была сплоченной и надежной, и ее члены были внедрены повсеместно – в правительство, районы и главное – в Саратовскую областную думу, где володинцев было большинство. 

Начиная с 2006 года, региональные депутаты старательно принимали очень популярные, можно сказать, популистские законы, наделяя льготами и прочими преференциями всё и вся. Понятно, денег в бюджете для этого не было, правительство вынуждено было брать кредиты, которые дума одобряла. Именно эту чрезмерную закредитованность Саратовской области до сегодняшнего дня ставят в вину Ипатову.

В 2012 году Ипатова отправили в отставку, и руководить областью стал Валерий Радаев, который до этого председательствовал в облдуме…

Ручное управление

Шли годы. Вячеслав Володин неуклонно набирал политический вес на федеральном уроне, вынашивая самые честолюбивые планы. Бесспорно, помимо взлетов, случались и падения. Но Володин всегда находит решения самых сложных федеральных задач. 

Про малую родину Вячеслав Викторович не забывал, наведываясь в регион с рабочими визитами – их ждали с нетерпением и опаской. Потому что после официальной части, где с великим земляком встречались благостные старички и прочая подготовленная публика, которая рассыпалась в благодарностях за нашу счастливую жизнь, всегда была закрытая часть. И именно там Володин не стеснялся в выражениях. Понимал, что что-то идет не так – на родине всё не так замечательно, как хотелось бы. И это притом, что окончательное решение по любому кадровому вопросу всегда оставалось за Вячеславом Викторовичем.

Кадровая скамейка стремительно пустела. Чиновники подводили, в области начался вал задержаний и уголовных дел. Причем большинство всех этих неприятностей было связано с финансовой нечистоплотностью чиновников и даже депутатов. Кадровая чехарда в областном правительстве началась задолго до окончания первого губернаторского срока Валерия Радаева. Как, впрочем, и многочисленные уголовные дела в отношении слуг народных...

Зеркальное отражение

В 2016 году Вячеслав Володин стал председателем Государственной думы. Избирался он, понятно, от округа, куда полноправно входила Саратовская область. С тех пор Вячеслав Викторович стал бывать на родине чаще – контролирует, проверяет. И инициирует многочисленные проекты – от пешеходной зоны на улице Волжской до возведения ФОКов в районах области и школ в Саратове. Более того, Володин добивается выделения средств на возведение этих объектов из федерального бюджета. Но дьявол, как водится, кроется в деталях. Под патронатом Вячеслава Викторовича возводились и возводятся, как правило, объекты социальной сферы. Которые, после ввода их в эксплуатацию, должен содержать нищий региональный бюджет. Первый и пока еще робкий звонок уже прозвучал на минувшей неделе – на зарплату учителям новых школ в двух районах Саратова не хватило денег.

Но это только начало. Реконструкция проспекта Кирова еще не завершена де-юре – прокуратура нашла массу нарушений при реализации проекта. Что-то непонятное творится с будущим пляжем – еще одной инициативой Вячеслава Викторовича. А сданный в эксплуатацию дом в Елшанке стал головной болью местного участкового инспектора – местные жители, всю жизнь пользовавшиеся газовыми плитами, никак не привыкнут к новым, электрическим, и тащат в дом газовые баллоны. Школа в Солнечном сдавалась настолько тяжело, что пришлось менять подрядчика. Новый аэропорт «Гагарин», гордость Вячеслава Викторовича, также как и старый не принимает самолеты в туман. И это далеко не все проблемы при реализации проектов Володина. И Вячеслав Викторович начал принимать меры.

Но выходит это очень странно. Первым от гнева федерального небожителя пострадал известный в Саратове строитель Алексей Березовский, у которого сначала отняли социальный объект, в который он вложил собственные средства, а потом и вовсе вывели из депутатского корпуса – Березовский много лет депутатствовал в гордуме. Если учесть, что Березовский трудился под Володиным еще со времен возведения 10-го или 11-го корпуса СГУ и всегда соблюдал правила игры, то его обструкция выглядела исключительно показательной поркой. 

Так же можно расценивать и жесткие меры в отношении ректоров Николая Кузнецова и Сергея Суровова. Первый, впрочем, отделался легким испугом и покинул кресло ректора аграрной академии без звука. А вот что будет с бывшим уже ректором юридического вуза Сурововым, который позволил себе сопротивляться, неизвестно. Вячеслав Викторович непослушания не прощает.

Чем провинились главные врачи нескольких больниц – остается только догадываться, но их увольнение, думается, не обошлось без Володина. А если учесть, что в числе изгнанников находится верный соратник Володина с незапамятных времен Игорь Салов – то ситуация начинает наталкивать на некоторые крамольные мысли.

Не секрет, что в последнее время Вячеслав Володин зачастил на свою малую родину. Он разруливает текущие проблемы, которые, по идее, должны решать местные руководители. Но областная и районные власти не справляются катастрофически. Володин пока руководит сам, потому что других руководителей у него для нас нет. Как долго сможет наш федеральный политик работать на разрыв – непонятно. Впрочем, наступила зима. А в Саратове и районах области это банальные проблемы с трафиком. Самолеты в туман не летают, дороги в снегопад не чистятся… Может теперь ручное управление отложено до оттепели?

А, впрочем, вот она и случилась. И Володин снова «работает в избирательном округе»…

Ольга Насонова