Сергей Канаев: бесплатный проезд в общественном транспорте с 2035 года – сомнительная затея

Минтранс планирует ввести платный проезд на личных автомобилях. Предполагается, что уже с 2025 года платным станет проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году — для всех категорий пользователей дорог, в том числе и в городских агломерациях. 

Внедрение такого механизма поможет финансировать транспортную инфраструктуру и регулировать ее использование. Это позволит стимулировать отказ от личного транспорта в крупных городах, а также использование общественного, немоторизированного (велосипеды, самокаты) и внеуличного транспорта (метро, легкий рельсовый транспорт).

При этом общественный транспорт планируют сделать бесплатным к 2035 году. 

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев:

- Не удивлюсь, если подобная инициатива все-таки будет реализована. Правда, скорее в части введения платы за проезд личного автотранспорта. Что же касается бесплатного общественного транспорта, то эта перспектива кажется мне более сомнительной. 

Доказательств моей точки зрения хватает. Во-первых, есть транспортный налог, который обещают отменить уже который год - за это время уже трижды повысились акцизы на топливо, а сам налог и ныне там. Во-вторых, российские автомобилисты уже сейчас платят за проезд личного автотранспорта, и немало - 9 рублей в акцизе на топливо, транспортный налог, ОСАГО, платные автотрассы и прочее. В-третьих, сделать бесплатным общественный транспорт легко – написал соответствующий указ, и все.

Однако подобные эксперименты в Канаде, Австралии и других странах, закончившиеся, кстати, возвращением статус-кво, показали, что финансовая сторона вопроса при этом никуда не девается. Если за транспорт не платят пассажиры, это не значит, что за него вообще никто не платит. Понятно, что платить придется государству, вместо того, чтобы дотировать общественный транспорт. При этом частные пассажироперевозки сегодня существуют на то, что умудряются заработать сверх этих госдотаций – эти деньги позволяют им развиваться, и без этих денег мы получим еще один вклад в стагнацию экономики. 

Я уверен, что в Минтранс эту идею закинули так называемые «люди РЖД». Это чиновники Москвы и других мегаполисов и крупных городов, где, действительно, зашкаливающее количество автотранспорта практически привело к коллапсу движения в городе. Однако в России есть тысячи городов и весей, где эта проблема стоит далеко не так остро. К тому же почти все эти люди имеют свои интересы в производстве вагонов метро и электричек, строительстве веток метрополитена и так далее. То есть это весьма мощное лобби, одновременно и транспортное, и чиновничье, и в этой второй ипостаси данная инициатива открывает перед ним новые заманчивые перспективы - делить уже не дотации, а куда более мощные финансовые потоки, которые государство начнет вливать из бюджета в общественный транспорт. 

К слову, влияние выступающего противовесом топливного лобби лично я не стал бы преувеличивать. Его представители, в случае ограничения использования автотранспорта и падения своих доходов просто попросят у государства «на бедность» или потребуют увеличения объема экспорта. 

Понятно, что этот процесс будет способствовать чему угодно, только не развитию транспортной инфраструктуры. Полугосударственный, дотационный бизнес пассажироперевозок прикажет долго жить, а вот что в результате передела денег, переорганизации и появления новых людей на новых должностях придет ему на смену - еще большой вопрос. Ясным же остается одно - крайними останутся, как всегда, рядовые граждане, пешеходы и автовладельцы.

Подготовил Иван Орлов