Скандал в думе: саратовские депутаты работали под звуки сирен

Есть подозрение, что фракция КПРФ решила просто саботировать работу Саратовской областной думы. Потому что поведение красной звездочки назвать конструктивным никак нельзя. Думские коммунисты ведут себя как банальные привокзальные хулиганы, которые пристают к мирным пассажирам, всячески их задирают и даже оскорбляют, но до рукоприкладства не доходят. Но привокзальных гопников может одернуть либо полицейский, либо более сильный гражданин. Думские коммунисты защищены статусом депутата, потому правоохранительные органы привлекать их к административной ответственности не могут. Ну а коллегам из остальных фракций идти в рукопашную не позволяет воспитание. Хотя, например, депутат от ЛДПР Станислав Денисенко уже дважды предлагал рассмотреть вопрос о хулиганском поведении депутатов из КПРФ. Впрочем, обо всем по порядку.

С чего начинается склока

Собственно говоря, коммунисты пошли в разнос на заседаниях трех комитетов из восьми, которые прошли в минувшую среду. Первые пять отработали качественно и конструктивно. В том числе и благодаря красной фракции, члены которой активны всегда.

Потом единороссы прокатили документ, инициированный коммунистами. Ну как прокатили – оставили на доработку. Фракция КПРФ разработала законопроект, который «устанавливает на территории Саратовской области ограничения в сфере продажи безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним». 

По большому счету, против этого законопроекта не возражал никто, но в экспертном заключении от Торгово-промышленной палаты были высказаны предположения, что подобный документ может изрядно усложнить жизнь бизнеса, который продает, например, пепси или колу. ТПП поддержал и уполномоченный по правам предпринимателей Михаил Петриченко, который тоже озаботился судьбой бизнесменов. Собственно, коммунистам было предложено документ доработать. Но это красной звездочке не понравилось, и они обиделись. 

Впрочем, обиды копились уже давно, накануне случился скандал на заседании рабочей группы комитета по госстроительству, потом с лестницы соскользнул коммунист Бондаренко. Николай Николаевич обвинил в своем падении единоросса Алексея Антонова. Но, судя по тому, что в среду вопрос о падении не поднимался, упал коммунист самостоятельно.

Можно и конструктивно

Но вернемся к хорошему. Без эксцессов прошел комитет по культуре, общественным отношениям и информационной политике, где обсуждали реализацию закона о памятных датах в Саратовской области. Отчитывались четыре министерства – информации, культуры, общественных отношений и образования. Выяснилось, что с реализацией закона все хорошо, детям рассказывают о Марине Расковой и Юрии Гагарине, в СМИ освещают все мероприятия, связанные с памятными датами и так далее. И даже слегка провокационное выступление коммуниста Владимира Есипова картины не испортило. А товарищ Есипов поинтересовался, поддержат ли его члены комитета, если он предложит обозначить еще одну памятную дату – день саратовского авиастроителя. Председатель комитета Алла Лосина уверила коммуниста, что это идея достойна, чтобы ее рассматривать.

На заседании комитета по АПК и вовсе было любопытно. Министерство сельского хозяйства представило анализ эффективности использования в 2017-2019 годах средств господдержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм. Исходя из отчета замминистра Марата Алимбекова и, по словам приглашенных аграриев, получивших поддержку, получается, что все хорошо. Хотя на вопрос Александра Нараевского, который спросил, почему неопытные аграрии приобретают племенной, а, значит, более дорогой скот, вместо товарного, внятного ответа не прозвучало. 

Депутат Олег Алексеев тоже был не всем доволен. По его словам, целый ряд районов не участвует в программе. На что Алимбеков перевел стрелки на органы местного самоуправления, которые плохо работают с фермерами.

А потом рассматривали вопрос о начале реализации летнего дизельного топлива. И тут член партии «Единая Россия» Павел Артемов выдал массу претензий – дескать, топливо ПАО «Саратовнефтепродукт», а это предприятие у нас монополист и в прошлом году подняло цены на свою продукцию на 35 процентов, начнет продавать топливо после 25 апреля. А это поздно - весна в этом году ожидается ранняя и надо проводить работы по снегозадержанию. Короче, проблемы у аграриев с соляркой будут.

Комитет по ЖКХ тщательно и скрупулезно рассмотрел отчет о реализации государственных программ по предоставлению жилья отдельным категориям граждан. Министр строительства и ЖКХ Павел Мигачев материалом владел в полном объеме, а инициативу взяла в свои руки член «Справедливой России» Зинаида Самсонова, которая задавала четкие вопросы, на которые получала столь же лапидарные ответы. Сколько надо денег, чтобы закрыть очередь нуждающихся? На сегодняшний день – 7,4 миллиарда, из них 5,1 млрд – федеральный бюджет, 2,3 областной. Почему имеется перекос в сторону областного бюджета? Потому что некоторые категории граждан жильем обеспечивает только областной бюджета. Ну и так далее.

Впрочем, тут в диалог вклинился Николай Бондаренко, который начал выяснять, готов ли министр поддержать борьбу коммунистов за увеличение ассигнований на решение проблем очередников. Мигачев сказал, что правительство будут использовать все способы, чтобы увеличить финансирование программ. 

Потом депутаты немного поговорили о сносе расселенных домов, так как эта проблема тоже сложна и требует постоянного контроля. Но, так или иначе, заседание комитета по строительству и ЖКХ прошло спокойно, в обсуждении принимали участие депутаты всех фракций, и было интересно.

А потом началось.

Страсти по роддому

Как известно, коммунисты очень озаботились тем фактом, что в железнодорожной больнице закрывается роддом. Предложили думе обратиться в правительство с тем, чтобы роддом принял на баланс областной бюджет. Доводы Бондаренко, который в этом роддоме родился – в Саратовской области дефицит врачей и больничных коек, потому роддом закрывать нельзя. Доводы, которые привел замминистра Станислав Шувалов – перинатальных коек в регионе на сегодняшний день на треть больше, чем может случиться родов. 

Более того, это уже говорила депутат Анастасия Реброва, которая возглавляет перинатальный центр в Энгельсе: в железнодорожной больнице, а это частное учреждение, нет отделения скорой помощи и вынашивания младенцев, что «железка» избавляется от непрофильных активов. Ожидаемо большинством голосов проект постановления отклонили, но это не значит, что вопрос не будет поднят на думском заседании.

Кстати о популизме. В ходе обсуждения повестки дня комитета по социальной политике Александр Анидалов предложил добавить в нее несколько пунктов. А именно обсудить поправки в Конституцию страны и рассмотреть закон о детях войны. Депутат от ЛДПР Станислав Денисенко предложил рассмотреть на заседании комитета вопрос о недопущении хулиганского поведения со стороны членов фракции КПРФ.

Узурпация

Заседание комитета по бюджету началось с заметным опозданием. И опять последовали предложения по расширению повестки дня, съевшие 20 минут – обсудить Конституцию, запретить губернатору создать новое министерство, и, наконец, о недопущении хамского поведения фракции КПРФ.

Повестка осталась прежней, но коммунисты выбрали новую тактику. В повестке дня значился законопроект о внесении изменений в бюджет 2020 года. И, как давно заведено, у депутатов есть возможность задавать вопросы по изменениям каждому распорядителю бюджетных средств. Этой возможностью воспользовался Николай Бондаренко, который задавал вопрос по каждой цифре. Впрочем, это были не вопросы, а следующие одно за одним выступления по 3-4 минуты. Попытки остановить поток сознания коммуниста грубо им пресекались. И Николай Николаевич говорил, говорил, говорил…

Председатель комитета Владимир Капкаев пытался переждать бурный словесный поток, но Бондаренко продолжал говорить. Впрочем, столь же старательно выступал и Александр Анидалов. Более того, Александр Юрьевич начал применять новую тактику – он выступал стоя, отвернувшись от коллег и обращаясь исключительно к журналистам. И тоже был чрезвычайно многословен.

Заседание комитета «благодаря» членам КПРФ задержалось более, чем на полчаса.

Кульминация

Дальше – больше. То, что на заседании комитета по госстроительству будет горячо – было ясно изначально. И даже не потому, что Александр Анидалов принес в зал заседаний мегафон, коммунисты своего настроя не скрывали.

Сначала Анидалов долго говорил о том, что деятельность рабочей группы была сорвана и предложил снять вопросы, а их было три, по внесению изменений в регламент, затем Бондаренко опять долго призывал собравшихся «отменить» новое министерство и, для полноты картины Анидалов в очередной раз предложил обсудить поправки в Конституцию. Понятно, повестка сталась прежней. 

Тогда коммунисты стали банально саботировать первый обсуждаемый законопроект – приведение в соответствие с федеральным местного закона. Документом предполагается установить административную ответственность за выброс мусора на улицах, парках, скверах и других общественных местах, а не только на территориях, контролируемых региональным оператором. 

Всё «обсуждение» было чистой воды фарсом. Коммунисты подолгу задавали «вопросы», пререкались с пытавшимися остановить их коллегами. Мнение представителя прокуратуры Ивана Гусева о том, что представленный документ абсолютно готов к применению, их не убедили. Более того, Ивана Анатольевича тут же обвинили в двурушничестве. 

Зинаида Самсонова пыталась поставить вопрос на голосование, но ее грубо прервали. Тем не менее, большинством голосов документ внесен на думу. А потом Анидалов включил сирену на мегафоне, и председатель комитет Николай Бушуев объявил перерыв. 

После перерыва ничего не изменилось. И депутаты приняли изменения в регламент и в постановление о мандатной комиссии под звук сирены.

Ольга Насонова