Виктор Похмелкин: автомобиль становится недоступной роскошью для среднего класса

По данным аналитического агентства «Автостат», цены на новые легковые автомобили в России за 5 лет выросли на 40%. Стоимость иномарки выросла на 44%, отечественного автомобиля - на 37%. В 2015 году средневзвешенная цена на новый автомобиль составляла 1,2 млн руб. (иномарка – 1,3 млн руб., «наша» - 510 тыс. руб.). Сейчас средняя цена достигла почти 1,7 млн руб.: иномарка – 1,9 млн руб., «наша» - 700 тыс. руб.

Ситуацию «Репортеру64» прокомментировал председатель Общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России» Виктор Похмелкин:

- Авторынок – очень яркий индикатор того, что происходит в экономике в целом. Недаром бум на автомобили наблюдался именно в тучные годы, когда цены на нефть зашкаливали. А сегодня работают сразу несколько негативных факторов. 

Во-первых, падение курса рубля в отношении основных мировых валют, применительно к которым и рассчитывается стоимость автомобиля. Во-вторых, автомобили становятся все более качественными, со все большим количеством опций, что, естественно, сказывается на их цене. В-третьих, действительно, доходы россиян существенно упали в последние годы, а эпидемия коронавируса еще и усугубила эту ситуацию. Может, потребители автомобилей премиум-класса по-прежнему могут их себе позволить, но вот средний класс и ниже – для них автомобиль из средства передвижения постепенно превращается в недоступную роскошь. 

В патовой ситуации оказались не только потребители, но и продавцы автомобилей. Удешевить свой товар они никак не могут, и это нельзя исправить никакими акциями и скидками. А еще ведь дорожает и эксплуатация автомобиля – стоимость топлива, парковки, технического обслуживания, суммы штрафов растут. Именно поэтому так активно развиваются службы такси и каршеринг. 

Это все объективные факторы, негативное воздействие которых, впрочем, можно было бы и нивелировать, если бы росли доходы. А они не растут, и это – следствие социально-экономической политики государства, усугубляемое коронавирусным кризисом, на который, впрочем, не стоит списывать слишком много. Никаких изменений этой политики, как минимум, по-моему, до 2024 года, ожидать тоже не стоит, потому что она основывается на режиме, сформировавшемся в начале нулевых и к сегодняшнему дню уже практически сгнившем. 

Отдельно отмечу, что первичный и вторичный авторынок – это два сообщающихся сосуда, и то, что происходит на первом, происходит и на втором. Доходы потребителей подержанных автомобилей упали в той же пропорции, что и у потребителей новых. Так что ситуация сложилась печальная, куда ни глянь. Снижения цен ни на автомобили, ни на их содержание ожидать не приходится, хотя, казалось бы, во время эпидемии государство должно быть заинтересовано в том, чтобы люди пользовались личным транспортом, а не общественным – могли хотя бы цены на парковку снизить…

Подготовил Иван Орлов